Планы уроков русской литературы

 

Урок 73 АНАЛИЗ СТИХОВ А. Т. ТВАРДОВСКОГО




 

Цели: развивать умения анализировать поэтическое произведение, выявлять тему, идею, использованные автором средства художественной выразительности; формировать читательский интерес к поэзии.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение наизусть.

Ход урока


Интернет реклама УБС
 
Интернет реклама УБС

Интернет реклама УБС  

I. Организационный момент.

 

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Чтение и анализ стихов.

1. Стихотворение «Июль – макушка лета» – тема природы, лета, которое пошло на убыль. (Об этом узнали из газет, но еще раньше об этом заявили народные приметы, день уменьшился, кукушка перестала куковать (по народному поверью, эта птица перестает куковать, когда зреют хлеба – «подавится колосом», да и конец цветения липы – «считай, что песня спета».)

2. Стихотворение «Отыграли по дымным оврагам…»

Чтение учителя.

3. Анализ текста. Тема – приход весны.

– Какова разница между этим стихотворением и стихотворением «Снега потемнеют синие…»? (Предыдущее стихотворение о весне – это ее начало: таяние снегов, ручьи, зеленая трава. Второе – более позднее время: воды «отыграли… по оврагам», весна медленно, но продвигается, где прямой дорогой, где «кружной» (обходит вокруг шоссе, поля). «Потные» от росы (влажные) помятые снегом зеленя (озимь, ростки ржи и пшеницы, посеянной осенью). Весна в последнем стихотворении шагает медленно, но уверенно, спокойно, в предыдущем – шумная, бурная («ринулась», «выбив» из русел.)

4. Стихотворение «На дне моей жизни…».

Чтение учителем.

5. Беседа по вопросам.

– В какой период жизни поэта написано оно? (На закате дней.)

– Каково желание автора? (Посидеть на солнышке, «на теплом пенушке». Приближается вечер (закат жизни), прожить свой век – «морока немалая». Сидя перед дальней дорогой, автор хочет подвести итог своей жизни, мысленно «прожить» ее еще раз, понять, что было сделано не так, все ли сделано и хорошо ли, побывал ли он на свете «по случаю» (случайно), чтобы отметиться «галочкой». Автор приходит к выводу: что жизнь он прожил не зря («Нет, все-таки нет, ничего, что случаю…»).)

Вывод. Не зря прожита жизнь. Он был и есть лучшим поэтом, искренним, честным; он никогда не кривил душой, помогал людям, рискуя собой; в его поэмах «Страна Муравия», «Василий Теркин», «За далью – даль» прослеживается вся жизнь страны, в которой он жил, которой служил и которой отдал силы до «самого донышка».

Домашнее задание: подготовить устное сочинение по одному из стихотворений Твардовского.

 

 

 

 

Поурочные, календарные, тематические планы по русской литературе,конспекты, множество разработок уроков, открытые уроки, итоговые, самостоятельные, контрольные работы , сочинения по литературе, тесты, упражнения, урок-лекция,урок-семинар, урок-практикум, урок-путешествие, урок-дискуссия.



Обновлен 05 фев 2016. Создан 09 янв 2014



 





© 2015  Уроки литературы.

Рейтинг@Mail.ru