Планы уроков русской литературы

 

Урок 72 А. Т. ТВАРДОВСКИЙ (1910–1971). СТИХОТВОРЕНИЯ ПОЭТА




 

Цели: познакомить с биографией поэта, его творчеством; подчеркнуть любовь поэта к родной природе, выразительность и простоту языка, выражающего глубину чувств Твардовского; учить анализу стихотворений, отбору материала, его расположению, использованию.

Методические приемы: аналитическая беседа, выразительное чтение, чтение наизусть.

Ход урока


Интернет реклама УБС
 
Интернет реклама УБС

Интернет реклама УБС  

 

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворений Б. Пастернака.

III. Изучение новой темы.

На доске эпиграф:

Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности.

К. Кулиев

1. Слово учителя.

Слова К. Кулиева достаточно глубоко, полно говорят нам о человеке, с творчеством которого мы начинаем наше знакомство сегодня на уроке.

Вы уже познакомились с автобиографией поэта, высказываниями о нем современников. Какой вам видится личность Твардовского? Представим себе картину зимнего вечера в доме Твардовских.

Чтение материала учебника, с. 144–147.

2. Беседа по вопросам.

– Какие качества души матери унаследовал будущий поэт?

– О чем его первые стихи? (Впечатлительность и чуткость, ей нравилось все: и далекая песня и запах сена, и одиноко стоящее деревце. Тема первых стихов – защита природы.)

– Кто помог Твардовскому сделать первые шаги на пути всеобщего признания?

3. Чтение статьи «Уроки Твардовского» (воспоминания художника Верейского, с. 147).

4. Чтение учителем стихотворения «К обидам горьким собственной персоны…».

– Каким человеком представляется нам Твардовский в этом стихотворении? (Скромным, не желавшим разделять свои обиды с другими (не жаловаться), не требовать ни от кого участья («добрых душ»), жить страдой (работа) бессонной, не жаловаться, что тебе очень трудно. Не менять своих взглядов, не кривить душой в угоду кому-то, «быть самим собой» – искренним, честным, не отступать от своих принципов. Жить честно, и «так со своей управиться судьбой», чтобы она была похожа своими горестями и радостями на судьбу другого человека.)

5. Работа со стихотворением «Братья».

Твардовский не мог забыть родное Загорье, где он провел детство.

6. Чтение стихотворения учителем.

7. Беседа по вопросам.

– Какие картины детства встают перед нами? (Братья были еще детьми, любили то, что их окружало.)

– Как отец обращался к детям и зачем? (За ловкость, за способность к любой работе отец называл их сынами, беседовал с ними по-взрослому, сажая около («обапол») себя. Отец с детства учил их решать житейские вопросы, и братья сидели гордые тем, что с ними разговаривали, как со взрослыми, как с «большими», «женатыми людьми». Но они оставались детьми и испытывали страх по ночам, слыша сверчка или какой-то непонятный шорох, шум сена. Все было в их детстве: и грибы, и желуди, которые тогда были вкусными. Прошли годы, пути у братьев разошлись, и теперь поэт, обращаясь к брату, беспокоится о судьбе его. На Беломорском канале работали сосланные.)

– Каким чувством проникнуты первые 4 строфы? Последняя? (Радость, гордость – и сожаление, грусть, ощущение потери.)

– Какова  тема  стихотворения?  (Тема  детства,  ушедшего  безвоз-вратно.)

8. Работа со стихотворением «Снега потемнеют синие».

1) Чтение стихотворения подготовленным учеником.

2) Беседа по вопросам.

Задание: определить  тему  (природа,  весна);  нарисовать  картины наступления весны. (Темнеют снега, талая вода отыскивает низкое место (низину) в лесу и становится «недвижной гладью». Но ночью бурно и шумно она вливается в ручьи, выбивая их из русла. Земля еще «сонная», талая, обвянет (станет мягкой) едва, и сквозь старую листву пробивается молодая зелень. Ольха цветет. Пыльца с нее летит, касается лица точно так же, как в детстве. И вспоминается детство, и сердце обретает весной (весна – возрождение, надежды, мечты) свежесть и силу. И ты чувствуешь: сила не только была да канула (ушла, исчезла), но она есть и будет.)

– Назвать художественные средства. (Метафора – недвижная «гладь» – вода; воды «ринутся», земля сонная, трава прошивает листву. Это стихотворение было написано человеком, прожившим определенное количество лет, уставшим от жизни, потерявшим силы, энергию.)

IV. Подведение итогов урока.

– С каким чувством вспоминает поэт свое детство?

Домашнее задание: прочитать самостоятельно стихотворения Твардовского, определить их тему; постараться передать в выразительном чтении теплоту и радость, горечь и сожаление, которыми наполнены эти стихи; подготовиться к конкурсу «Поэзия Твардовского».

 

 

 

Поурочные, календарные, тематические планы по русской литературе,конспекты, множество разработок уроков, открытые уроки, итоговые, самостоятельные, контрольные работы , сочинения по литературе, тесты, упражнения, урок-лекция,урок-семинар, урок-практикум, урок-путешествие, урок-дискуссия.



Обновлен 19 ноя 2015. Создан 09 янв 2014



 





© 2015  Уроки литературы.

Рейтинг@Mail.ru