Планы уроков русской литературы

 

Урок 34 И. С. ТУРГЕНЕВ. РАССКАЗ «БИРЮК»




 

Цели: познакомить с рассказом; отметить мастерство писателя в описании природы, мастерство портретной характеристики, любовь к людям, природе.


Интернет реклама УБС

Интернет реклама УБС

 

Ход уроков

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Вступительное слово учителя.

2. Чтение и обсуждение статьи учебника (с. 212-213).

3. Анализ рассказа «Бирюк».

1) Словарная работа.

Бирюк (по словарю В. И. Даля) – «зверь, серый волк» в некоторых диалектах России.

2) Беседа по вопросам:

– Как вы думаете, почему рассказ называется «Бирюк»?

– Какое впечатление осталось у вас после знакомства с рассказом?

– Какое отношение имеет к его главному герою название рассказа?

– Каким представляется вам русский крестьянин после знакомства с рассказом? Какой видится жизнь в деревне и сама деревня?

3) Работа в группах.

Учащиеся делятся на группы, каждая из которой получает задание.

Задание группе портретистов:

– Для чего в произведении нужен портрет? Найдите портретные описания главного героя.

– Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя? (Внешность Фомы богатырская. Автор подчёркивает это с помощью эпитетов: «высокого росту, плечист», у него «могучие мышцы», «суровое мужественное лицо», глаза глядели «смело». Автор любуется этим богатырём, он говорит: «Редко мне случалось видеть такого молодца»; оценивает его сложение: «сложен на славу».)

– Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий ее, удостоился такого прозвища – Бирюк? Соответствует ли это прозвище леснику? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

– Какие еще портретные зарисовки есть в рассказе? Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок?

– Укажите значимые характеристики в портрете мужика-вора. Меняется ли его портрет на протяжении действия или остается статичным?

– Какое впечатление производит внешность Фомы? Как одним словом можно было бы назвать такого человека?

– Сопоставьте  портрет  Фомы  с  портретом пойманного им крестьянина. (Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, если мы сопоставим его портрет с портретом другого крестьянина, порубщика. Второй портрет вызывает острую жалость: «испитое морщинистое лицо, нависшие жёлтые брови, беспокойные глаза, худые члены», ««мужика подёргивало, словно лихорадка его колотила», он «дышал неровно». Рассказчик даёт себе слово «во что бы то ни стало освободить бедняка».)

Задание группе пейзажистов:

– Зачитайте и прокомментируйте  все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.

– Какова роль образа-символа грозы? Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа «Бирюк»? (Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно», подчёркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку. Глаголы изображают динамичность этого явления: (ветер) загудел, (деревья) забушевали, (капли) застучали,зашлёпали; (молния) сверкнула, (гроза) разразилась, (дождь) полил ручьями.)

– Какие чувства передает Тургенев в описании природы? (При свете молнии и звуках дождя мы видим лесника, его избу, мужика. «Темно-синее небо», «тяжелые громады туч», «длинные молнии» – это фон, на котором происходит действие рассказа. Можно считать, что пейзаж в рассказе «Бирюк» – это одно из действующих лиц.)

– С какими природными явлениями связано появление каждого героя? (С дождем, с грозой. Дождь помогает понять происходящее, особенно конфликт, разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика.)

– В  каком  отношении  к  грозе  находится  главный  герой и рассказчик? (Рассказчик чувствует себя во время грозы неуютно: «не видел ни зги», «кое-как приютился к высокому кусту», «сгорбившись... ожидал терпеливо конца ненастья». А главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: он появляется «при блеске молнии», его «фигура словно выросла из земли», несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик хлынул с удвоенною силою»), он спокоен. Он так силён, что без труда «сдёрнул с места» испуганную лошадь, которая потом в «отличие от этого могучего человека «шлёпала по грязи, скользила, спотыкалась», а он даже в конце этого трудного и долгого пути по грозовому лесу говорит спокойным голосом. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.)

Задание исследователям интерьера:

– Найдите в тексте описание жилища Бирюка.

– С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?

– Какие слова в описании являются ключевыми?

– Сделайте  вывод,  для  чего  нужно  в  этом  рассказе  описание  из-бы? (Описание жилища позволяет лучше понять характер героя.  Изба лесника производит тягостное впечатление: все прилагательные подчёркивают бедность и неуют: «закоптелая, низкая и пустая» комната, «изорванный тулуп», даже лучина светила, «печально вспыхивая и погасая». Автор прямо высказывает чувства, вызываемые у него этим интерьером: «сердце во мне заныло», «не весело ночью войти в крестьянскую избу». Вся обстановка говорит о том, что человек, живущий здесь, мало заботится о быте, жизнь его неустроенна и, скорее всего, безрадостна.)

Задание группе исследователей художественного текста:

– Выразительно  прочитать  фрагмент  текста  с  описанием начала грозы («Гроза надвигалась... Дождь полил ручьями».)

– Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи, звуки? (Назовите ключевые слова. Какие части речи преобладают?)

– Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж? Какие части речи использует писатель? (Обилие глаголов – «надвигалась», «поднималась», «неслись», «шевелились»... Изменения в природе подчеркивают и усиливают прилагательные, причастия, наречия («медленно поднималась», «навстречу неслись», «тревожно шевелились».)

4) Проблемная ситуация.

– Кто же такой наш бирюк? Когда мы смотрим на его портрет – любуемся  и  восхищаемся  им.  Когда  переводим  взгляд  на  то, что его окружает – почему-то невольно стыдимся за увиденное. Почему же возможно такое противоречие?

– Найдите в сцене разговора Фомы с вором реплику, которая позволит ответить на этот вопрос. («Я человек подневольный».)

– Есть ли еще в этом рассказе герои, которые могут сказать о себе, что они подневольные? (Все остальные крестьяне – крепостные, то есть тоже подневольные.)

– Согласитесь: крестьяне должны относиться к Бирюку с сочувствием, пониманием, но как они относятся к нему? (В отличие от рассказчика они совсем не любуются им, не уважают и не ценят, они «боялись его как огня», ненавидели (пойманный на воровстве леса мужик называет его «душегубцем окаянным», зверем, грозит местью), несмотря на то, что, по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела». В вину ему ставится и мастерство, и его честность: «и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами»).Почему так происходит?

– На чьей же стороне в этой ситуации Тургенев? (На стороне крестьянина-вора.)

– Попробуйте аргументировать его позицию. (Цикл рассказов «Записки охотника» (а значит, и рассказ «Бирюк») – обвинительный акт крепостному праву. Крепостное право виновно в том, что человек, одарённый от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, – становятся инструментом угнетения ему подобных, обращаются  во  зло  им, а самого человека делают одиноким и несчастным – бирюком.)

Задание группе искусствоведов:

Рассмотреть картины Сурикова, Левитана, Серова, изображающие грозу. Обратить внимание на палитру этих картин и попытаться объяснить выбор художниками красок. (Великие русские художники Суриков, Левитан, Серов на своих полотнах запечатлели  неповторимую стихию природы красками. (Демонстрация репродукций картин.) Все они любили свою Родину и изобразили на своих полотнах эти неяркие, но по-своему красивые русские пейзажи. Их привлекали и невзрачная природа, и разбитые колеи дорог, и ветхие крестьянские избы. Стоит обратить внимание, что художники используют много темных красок. Но на картинах присутствует ещё один цвет – золотой. Это цвет добра, цвет надежды. Золотым цветом они выражали надежду на лучшее своей отчизны. В ореоле этого цвета можно было бы изобразить и Бирюка, если бы мы попытались это сделать.)


IV. Подведение итогов уроков.

Домашнее задание: вопрос 5, 7 (с. 223); читать «Бежин луг» Тургенева.

Индивидуальное задание: подготовить ответы на вопросы 5, 7 (с. 223); выучить стихотворение в прозе «Русский язык» наизусть.

 

 

Поурочные, календарные, тематические планы по русской литературе,конспекты, множество разработок уроков, открытые уроки, итоговые, самостоятельные, контрольные работы , сочинения по литературе, тесты, упражнения, урок-лекция,урок-семинар, урок-практикум, урок-путешествие, урок-дискуссия.



Обновлен 19 ноя 2015. Создан 09 янв 2014



 





© 2015  Уроки литературы.

Рейтинг@Mail.ru