Планы уроков русской литературы

 

Урок 32 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСТАПА И АНДРИЯ, ТАРАСА БУЛЬБЫ








 

Цели: развивать умения работать с текстом, подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; отметить причину предательства Андрия-воина, показать глубину самоотверженности Остапа-воина, Тараса Бульбы, их верность Родине; учить работать над планом и по плану.

 

Ход урока


Интернет реклама УБС

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Работа по новой теме.

 

1. Самостоятельная работа с текстом по заданиям (10–15 мин).

Задания записаны на доске.

1) Найдите в главе V эпизод, в котором говорится об Остапе и Андрии. Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия? Почему по-разному ведут себя братья?

2) Подготовьте чтение эпизода «Встреча Андрия с татаркой» (гл. V). Какие свойства характера проявил Андрий в этой встрече? Какой выбор сделал Андрий?

3) Найдите эпизоды об Андрии (гл. VI) и Остапа (гл. VII). Сравните поступки и переживания братьев. Чем отличаются братья друг от друга? Какие чувства у вас вызывают Остап и Андрий?

2. Коллективное обсуждение вопросов.

– Чем отличается поведение Остапа в бою от поведения Андрия?

– Почему по-разному они ведут себя? (Если Остап, целеустремленный в своих поступках воин, с задатками полководца, проявляет выдержку, хладнокровие (поэтому-то автор и пишет, что «рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва», то Андрий – воплощение пылкости, необузданных желаний и неожиданных решений. В сражении его привлекает не достижение цели, ради которой идет сражение, а сам процесс боя, упоение (любование) боем. Сражение для Андрия – «очаровательная музыка пуль и мечей». Сравнение его поступков с поступками пьяного, который несется, не видя и не замечая опасности: «летят головы, с громом падают на землю кони, а он (Андрий) несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и не слыша …В этом сущность его пылкого и необузданного характера.)

– Какие свойства характера проявил Андрий при встрече с татаркой? Какой выбор сделал он? (Панночка понимает, что она для запорожцев враг и просит прийти, если можно, или дать кусок хлеба для умирающей матери. Как автор описывает душевное состояние Андрия? «…биение сердца становилось сильнее при одной мысли, что он увидит панночку; «…ему вдруг пришло на мысль, что она умирает с голода». Никаких сомнений герой не испытывает. Как и в бою, он во власти эмоций (чувств). Личное счастье для него дороже общего дела борьбы с врагом. Пренебрегает он и воинским долгом. Эгоизм одержал в душе Андрия верх над всеми остальными чувствами и разумом.

– (Гл. VI, VII.) Андрий гибнет нравственно. Не задумываясь, отрекается от матери, Родины во имя любви к польской панночке. «А что мне отец, товарищи и отчизна. Кто сказал, что моя отчизна Украина?.. Отчизна моя – ты!..» Андрий противопоставил себя отцу, брату и всем запорожцам, прежним товарищам по оружию. Гл. VI.

А в это время Остап, как плавающий в небе ястреб (VII гл.)… стрелой накинул ему (поляку) на шею веревку».

Его выбирают куренным атаманом. «Лучше не можно… как у старого человека. Остап… поблагодарил за честь…»

– Счастлив ли Андрий в личной жизни? (Нет личного счастья, если человек пытается достигнуть его такой роковой жертвой, как измена Родине. Андрий гибнет и физически.)

– Воспитанные под родительской крышей, учившиеся в одной и той же бурсе, Остап и Андрий отличались разностью характеров и взглядов на жизнь. Почему? (Не было в натуре Андрия прямоты и честности, не прошли даром его детские хитрости, появилось стремление спрятаться за спину товарищей, увильнуть от наказания, хотя «являлся предводителем довольно опасного предприятия…» Постепенно развивался эгоизм, жил Андрий только собственными чувствами, переживаниями, а все остальное: любовь к брату, отцу, матери, Родине, святой долг товарищества – все исчезло, исчезло не из-за трусости, а из-за хитрости.)

3. Самостоятельная работа по иллюстрациям к повести Е. Кибрика.

– Что изображено на иллюстрациях Е. Кибрика?

– Как передал художник стойкость и мужество Остапа, неуклонную волю и героизм Тараса?

– Какие качества характера Андрия сумел передать художник?

IV. Подведение итогов урока.

– Почему  один  из  сыновей  Тараса  погиб как народный герой, а второй – «пропал бесславно, как подлая собака»? (Остап честно и мужественно сражался с поляками, несмотря на молодость, был выбран запорожцами в куренные атаманы, даже плен и чужбина не сломили его. Он достойно вытерпел все пытки и не дрогнул перед лицом смерти. Даже перед казнью он не только сам тверд, но и пытается приободрить товарищей, настроить их на героический лад.

Андрий предает и отца, и брата, и Отчизну, и товарищей, полюбив прекрасную полячку. Он, не задумываясь, переходит на сторону врага, лишь бы быть вместе с любимой.)

– Перечислите, какие средства использует Гоголь для изображения характеров Остапа и Андрия. (Портрет, монологи (например, Остапа перед казнью, Андрия перед панночкой), авторские характеристики (история  жизни  в  бурсе,  отношение  к  родителям,  братья  на  поле  брани и т. д.), поведение героев, оценки их другими персонажами, диалоги.)

Слово учителя.

Именно в Остапе, Тарасе и других запорожцах воплотилась мечта писателя о великом служении общему делу. Обращение к прошлому, к трагическим страницам истории – не уход от действительности, а ответ на волновавшие Гоголя вопросы о месте человека в обществе и политической жизни страны, о том, каким должен быть человек.

Домашнее задание: подготовить текст для характеристики Тараса Бульбы, его речь о товариществе (выразительное чтение, пересказ, близкий к тексту).

 

 

 

Поурочные, календарные, тематические планы по русской литературе,конспекты, множество разработок уроков, открытые уроки, итоговые, самостоятельные, контрольные работы , сочинения по литературе, тесты, упражнения, урок-лекция,урок-семинар, урок-практикум, урок-путешествие, урок-дискуссия.



Обновлен 03 дек 2016. Создан 09 янв 2014



 





© 2015  Уроки литературы.

Рейтинг@Mail.ru