Планы уроков русской литературы

 

Урок 31 Н. В. ГОГОЛЬ. «ТАРАС БУЛЬБА» Анализ 10, 11, 12-й глав




 

Цели: подвести к осмыслению героико-патриотической темы произведения, идеи подвига во славу Отчизны; совершенствовать навыки аналитической работы с текстом.


Интернет реклама УБС

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение новых глав.

1. Беседа по вопросам.

 

– Почему Андрий безропотно повиновался Тарасу Бульбе? (Он виноват, он понял, что придется отвечать за измену, поэтому покорно, как ребенок, слез с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом.)

– Он раскаялся? («…Он произносил чье-то имя, но это не было имя отчизны, или матери, или братьев, это было имя прекрасной поляки».)

Задание: чтение гл. 9 (пленение Остапа и Тараса Бульбы.)

2. Анализ главы 10.

Задание: пробуждение Тараса.

– Как автор описывает его страдания? (Зачитать со слов: «Напрасно старались…» до: «Остап мой!» «Три тяжелые морщины насунулись на лоб его и уже больше никогда не сходили с него». «Он уходил в луга…, и слеза капала одна за другою».)

3. Анализ главы 11.

Задание: зачитать первые три абзаца гл. XI, с. 205–207.

– Какую клятву произнес Остап? («Дай же, Боже… не промолвил ни одного слова». С. 207.)

– Почему в свой последний час Остап вспоминает отца и обращается к нему? («Он не хотел бы слышать рыданий… Слышишь ли ты?» Нечеловеческие муки ослабили волю Остапа. Он хотел услышать или увидеть твердого мужа, человека, который подбодрил бы его, освежил его силы и утешил при последних минутах жизни.)

– Услышал он слово мужа? (С. 207.)

4. Анализ главы 12.

Задание: месть Тараса за сына.

– Какая казнь была придумана ему? (И присудили… сжечь… Но не на костер глядел Тарас… С. 209.)

– На что же он глядел? («К берегу… не было погони». С. 209.)

– Каково  его  предсмертное  желание?  (С.  209.  «Прощайте…  погуляйте!»)

Вывод. Грустно, потому что герои погибли, но погибли героями, не изменили своей клятве, товарищам. Их подвиги, их имена будут в веках, будут примером служения Родине.

III. Подведение итогов урока.

Викторина:

1. Какой герой и при каких обстоятельствах произносит приведенные ниже слова.

«Терпи, казак, – атаманом будешь!»

«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?»

«Есть еще порох в пороховницах?»

2. При каких жизненных ситуациях они могли быть произнесены и сегодня?

3. «Поэмой о любви к родине» назвал повесть Гоголя В. Г. Белинский. Согласны ли вы с этим суждением?

4. Иллюстрации каких художников к повести «Тарас Бульба» более полно, по вашему мнению, отражают характеры героев?

Домашнее задание: закончить сбор материала к сочинению «Сравнительная характеристика братьев».

 

 

Поурочные, календарные, тематические планы по русской литературе,конспекты, множество разработок уроков, открытые уроки, итоговые, самостоятельные, контрольные работы , сочинения по литературе, тесты, упражнения, урок-лекция,урок-семинар, урок-практикум, урок-путешествие, урок-дискуссия.



Обновлен 01 фев 2016. Создан 09 янв 2014



 





© 2015  Уроки литературы.

Рейтинг@Mail.ru