Планы уроков русской литературы

 

Урок 58 Определение мифа и мифологии. Боги, люди и герои в Древней Греции.






Цель:

 

знакомство с мифами, героями мифов, нравственные уроки

 

     Европейская литература со времен Ренессанса обращается к Античности. Огромное количество произведений всех направлений художественной литературы создано под влиянием античных мотивов или включает в себя сравнения и образы богов и героев Древней Греции и Рима.

 

Чтобы понять образы русской культуры и литературы, имеющие античные корни, важно дать школьникам почувствовать обаяние и красоту древности. Учитель не может поставить перед собой задачу изучить с шестиклассниками все мифы Древней Греции, но может пробудить интерес к этой удивительной стране и ее культуре, желание узнать о ней как можно больше. Важно познакомить детей с книгами, с помощью которых они смогут приблизиться к пониманию этой эпохи.

 

     I. Определение мифа и мифологии

 

       Проверка домашнего задания

 

       Во время проверки домашнего задания школьники пересказывают статью о мифах, отвечают на вопросы учебника. Обратим внимание на то, что мифы создавались народом не для развлечения. Учитель может пояснить, что во времена, когда у народов складывалась своя мифология, люди еще не знали науки, не понимали причин, вызывающих различные явления природы — бури, ураганы, грозы, наводнения; не разделяли природу на живую и неживую, воспринимали мир нерасчлененно. Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире.

 

       Отвечая на 4-й вопрос учебника, кратко запишем в тетради определение мифа. Для этого можно воспользоваться статьей учебника и «Кратким литературоведческим словарем» (с. 309, ч. 2), вычленив в них необходимое для того, чтобы дети понимали сущность мифа.

 

       * Мифы (греч.) — предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа. В них рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев.

       — Что такое мифология? Из каких двух корней состоит это слово? Как его можно перевести на русский язык?

       * Мифология — совокупность мифов и мифологических представлений.

       Отвечая на 2-й вопрос учебника, ученики (в зависимости от уровня класса) могут перечислить вам различные мифы Древней Греции или показать знание мифологии других народов.

 

       После записи определений объясним, что у каждого народа есть своя мифология — совокупность мифологических представлений, но мифы — произведения устного творчества, за время развития народа мифы по разным причинам могли быть утрачены (например, многие славянские мифы). Какие-то фрагменты мифов могли найти отражение в сказках.

       Мифология Древней Греции известна нам лучше, чем мифология любого другого народа, потому что она была записана и систематизирована Гесиодом (VIII—VII вв. до Рождества Христова) в поэме «Теогония», т. е. «родословная богов», а также отражена в поэтических циклах сказаний о героях.

 

       При обращении к древней истории мы часто страдаем аберрацией дальности: например, мы воспринимаем всю эпоху Древней Греции как одно целое. Для того чтобы предотвратить возникновение такого впечатления у детей, нарисуем небольшую хронологическую схему, которая покажет то, что мы называем временем Древней Греции, на самом деле представляет огромный период в полторы тысячи лет. Культ большинства греческих богов сложился еще в крито-микенский период, к середине второго тысячелетия до Рождества Христова. За столетия со времени своего возникновения мифы не оставались неизменными: они развивались, дополнялись, отражали новые понятия и представления людей. Добавим в тетрадь еще одну запись:

 

       * Мифы развиваются вместе с развитием народного сознания.

 

      II. Боги, люди и герои в Древней Греции

 

       Итак, мы изучаем мифы Древней Греции, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры.

       Эллины (древние греки) считали, что сначала существовал Уран (хаос), следом за ним возникла — Гея (Земля) и Тартар — глубочайшие недра Земли. Гея породила титанов. Затем появились боги, победившие титанов и свергнувшие их в Тартар. Местом своего пребывания боги избрали гору Олимп. Они установили порядок и гармонию в мире. Любые события совершались только по воле богов. Самое маленькое событие, верили греки, — это знак, который указывает на волю богов. Оракулы истолковывали эти знаки.

 

       — Каких древнегреческих богов вы знаете?

       Зéвс — верховный бог, бог грома и молнии.

       Гéра — супруга Зевса.

       Посейдóн — бог моря.

       Аúд — бог подземного царства.

       Афродúта — богиня любви.

       Артемúда — богиня охоты.

       Демéтра — богиня плодородия.

       Афúна — богиня мудрости, покровительница городской жизни и мирного труда, защитница, воительница.

       Аполлóн — бог — покровитель искусств.

       Гéлиос — бог Солнца.

       Арéс — бог войны и военного дела.

 

       Очень важно для ребенка с первого же урока окунуться в атмосферу древнегреческой культуры. Учитель покажет иллюстрации, слайды (в зависимости от возможностей кабинета литературы), на которых изображены скульптуры, изображающие богов, и храмы, созданные в их честь.

 

       Эллины поклонялись богам и героям. Запишем в тетради:

       * Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.

       * Люди смертны, зависят от воли богов.

       * Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов.

 

      III. «Подвиги Геракла»

 

(в переложении Н. Куна). «Скотный двор царя Авгия»

       Читаем короткую статью учебника «Подвиги Геракла» (с. 203—204, ч. 2).

       У детей обычно возникает вопрос: почему Геракл, такой могучий и храбрый, должен был служить трусливому царю Эврисфею?

       Расскажем им, что богиня Гера ненавидела Геракла с момента рождения героя. Когда он совершил несколько подвигов и женился, у него родились дети. Гера наслала на него безумие, и он убил своих детей. Придя в себя, Геракл уходит в изгнание и прибывает в Дельфы, где был знаменитый оракул. Оракул провозглашает волю богов и приказывает ему поселиться в Тиринфе, служить Эврисфею и за 10 лет совершить 12 подвигов. Если Геракл исполнит все это, то станет бессмертным, как боги.

       Учитель должен иметь в виду, что мифологи указывают различный порядок подвигов Геракла, и очищение конюшен Авгия часто указывается как 5-й подвиг.

       Учитель читает миф «Скотный двор царя Авгия».

       Домашнее задание

       Прочитать и пересказать миф «Скотный двор царя Авгия» (с. 204—206, ч. 2).

       Самостоятельно прочитать миф «Яблоки Гесперид» (с. 207—210, ч. 2 ).

       Подготовить ответы на вопросы и задания 1—3 рубрики «Разберемся в прочитанном» (с. 210—211, ч. 2).

«Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид». Отличие мифа от сказки

 

      I. «Скотный двор царя Авгия»

 

      Проверка домашнего задания

 

       Попросим учеников пересказать миф «Скотный двор царя Авгия».

       Беседа

       — Почему Авгий согласился на предложение Геракла очистить за один день весь скотный двор?

       — Каким образом Геракл справился с работой?

       — Какие качества ему пришлось проявить при этом?

       Во-первых, это находчивость, изобретательность: Геракл предложил использовать силу воды для очистки скотного двора, и это была новая идея. Во-вторых, с помощью своей богатырской силы он сломал стену.

       — Как вы объясните выражение авгиевы конюшни? Когда его употребляют в речи?

       Выражение авгиевы конюшни употребляют, когда говорят о месте, в котором давно не убирались и которое от этого стало чрезвычайно грязным, так что привести его в порядок очень трудно.

       — Как объясняется в мифе о Геракле учреждение Олимпийских игр? Что вы знаете об Олимпийских играх? Кто в них участвовал? Как они проходили?

       Хорошо, если учитель сможет показать школьникам иллюстрации, на которых изображено место проведения игр у горы Олимп. Подчеркнем, что греки вели счет времени по Олимпийским играм. На вопрос «когда?» они отвечали: «Во время такой-то Олимпиады». Таким образом, Геракл дал эллинам летоисчисление.

 

      II. «Яблоки Гесперид»

 

      Обучение выразительному чтению

 

       Читаем вслух миф «Яблоки Гесперид». Просим детей объяснить происхождение и смысл выражения прикоснуться к земле, как Антей.

       По пути через Ливию Геракл встретил великана Антея, который потребовал, чтобы герой боролся с ним. Антей получал силы от своей матери, богини Земли Геи, как только он прикасался к ней. Гераклу удалось победить Антея только тогда, когда он оторвал его от земли и поднял на воздух. Выражение прикоснуться к земле, как Антей, употребляется, когда говорят о человеке, которому требуется восстановить силы в сражении с врагом, обратившись к самому родному, что есть у него.

 

       Беседа

 

       — Почему 12-й подвиг Геракла был самым трудным? (3-й вопрос рубрики учебника «Разберемся в прочитанном», с. 211, ч. 2.)

       12-й подвиг был самым трудным подвигом Геракла, потому что ему надо было дойти до края света, где простой физической силой нельзя было добиться победы, так как там властвовали уже другие законы. Прежде чем достичь края Земли, Гераклу пришлось преодолеть множество опасностей: найти Нерея, напасть на него и удержать, сражаться в Ливии с Антеем, быть связанным по приказу царя Египта Бусириса (Бусирис хотел принести Геракла в жертву Зевсу), затем держать небесный свод вместо Атласа.

       Нечеловеческие силы и помощь богини Афины помогли Гераклу держать небесный свод до тех пор, пока не вернулся Атлас с золотыми яблоками.

       — Найдите в тексте мифа рассказ о том, как Геракл держал небесный свод. Прочитайте слова и выражения, подчеркивающие нечеловеческое напряжение героя.

       — Как вы думаете, почему Афина вернула яблоки Гесперидам? Почему яблоки должны были вечно оставаться в садах дочерей Атласа?

 

      III. Отличие мифа от сказки

 

       Чтобы подойти к рассуждениям об отличии мифа от сказки, спросим детей:

       — В каких русских сказках герой должен совершить необыкновенное и трудное путешествие в заколдованную страну, чтобы принести оттуда какой-то предмет или совершить какой-нибудь подвиг? Как называется эта страна в русских сказках?

       Дети назовут сказки «Финист — ясный сокол», где Марьюшка идет в тридевятое царство, в тридесятое государство, «Царевна-лягушка», где в путешествие отправляется Иван-царевич. Особое место занимает сказка «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», где герой должен совершить невыполнимое. Напомним, что никто не знал пути к Гесперидам и Атласу, и Гераклу пришлось долго блуждать по миру.

       Сделаем вывод, что эти сказки и миф о Геракле имеют сходный сюжет.

       — Чем отличаются эти сказки от мифа?

       Миф не просто развлекает слушателя: он объясняет устройство мира и причину молодости богов. Место, куда стремится Геракл, четко определено: сады Гесперид. Земля — плоская поверхность, ее омывает Океан. На краю Земли великий титан Атлас держит на плечах небесный свод; небесный свод твердый, его надо держать над землей, а то он может упасть. Так мы знакомимся с представлениями эллинов о мире.

       С помощью определения мифа, записанного в тетради, и определения сказки в «Кратком словаре литературоведческих терминов» (с. 312, ч. 2) приходим к выводу:

       * Сказка схожа с мифом в том, что они созданы фантазией народа.

       — Мы знаем три типа сказок: сказки о животных, бытовые и волшебные. Сказки какого типа более всего близки к мифу?

       Ученики ответят: волшебные.

       — Чем отличается миф от сказки?

       Отличие мифа от сказки в том, что миф передает бытовавшие в историческом времени представления народа о происхождении мира, рассказывает о богах и героях. Народ — создатель мифа — понимает, что сказка — это вымысел, но он верит в истинность мифа.

 

        Домашнее задание

 

       Прочитать все мифы о подвигах Геракла по книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции». Подготовить 3 вопроса для викторины о подвигах Геракла (каждый вопрос написать на отдельном листке бумаги).

       Подготовить ответы на вопросы и задания пункта II (1—4), пункта III (с. 211, ч. 2).

       Обратимся к ученикам с просьбой принести на следующий урок книги, посвященные мифологии и культуре Древней Греции, изображения скульптур и репродукции картин на мифологические темы (задания 1—2 пункта IV).

       Порекомендуем детям книгу: Штейн А. Моя первая книга по мифологии: пособие для младших школьников / А. Штейн. — М.: Материк-Альфа, 2006.

Подвиги Геракла. Мифы о богах и героях Древней Греции. Язычество. Древнегреческая мифология в русской культуре

      Урок внеклассного чтения, посвященный мифам Древней Греции, учитель может провести, максимально используя разнообразные формы работы. Это может быть выставка книг, заочная экскурсия по Древней Греции, викторина, конкурс на лучший рассказ о картине или статуе. Учитель выберет форму урока в соответствии с возможностями класса. Опорой в проведении урока могут послужить вопросы учебника (с. 211—212: пункт II. 1—4; пункты III; IV. 1—3).

 

     I. Подвиги Геракла

 

       — Какой подвиг Геракла вы считаете самым значительным? (II. 1.)

       При обсуждении этого вопроса попросите учеников аргументировать свои ответы. Например: «Самым великим подвигом Геракла я считаю спуск в царство мертвых к Аиду и победу над Кербером, потому что Геракл первым из смертных смог спуститься в царство Аида и выйти оттуда живым. Этим Геракл победил страх смерти и заслужил бессмертие».

       — За что почитали греки великого героя, почему он завоевал себе бессмертие? (II. 2.)

       Греки почитали Геракла как великого героя, потому что он был храбр, бесстрашен, силен и совершал великие деяния: он побеждал страшных чудовищ, совершал военные подвиги и даже вступал в борьбу с волей некоторых богов. Он учредил Олимпийские игры и положил начало греческому летоисчислению. Геракл воплощал в себе качества, которые отражали представления древних об идеальном человеке: мужество, силу и выносливость, ум и смекалку, уважение к воле богов, чувство справедливости.

 

       — Что означает имя Геракл? (II. 3.)

 

       Сначала Геракла звали Алкидом. После убийства собственных детей он прибыл в Дельфы, чтобы спросить, где ему теперь поселиться. Оракул велел ему носить имя Геракл, т. е. «прославленный Герой» или «благодаря Гере», и приказал поселиться в Тиринфе.

       Рассматривая иллюстрацию учебника, на которой изображены эпизоды из подвигов Геракла (с. 205, ч. 2), попросим детей назвать качества, которые были нужны Гераклу для выполнения заданий Эврисфея.

       — Какой эпизод из каждого подвига нарисовал художник?

      Верхний ряд:

       — немейский лев: Геракл победил немейского льва, который был неуязвим для стрел; его можно было только задушить руками;

       — лернейская гидра: Геракл изображен в момент, когда он отрубает лернейской гидре одну из ее голов;

       — стимфалийские птицы: Геракл получает от Афины изготовленные богом Гефестом трещотки, чтобы с их помощью спугнуть птиц.

       Второй ряд:

       — критский бык: Геракл доставляет критского быка, отличавшегося необыкновенной свирепостью, царю Эврисфею;

       — керинейская лань: эпизод, когда Геракл после года преследования керинейской лани с золотыми рогами и медными копытами ловит ее в земле гипербореев;

       — пояс царицы Ипполиты: эпизод, когда Геракл убивает царицу Ипполиту.

       Третий ряд:

       — эриманфский вепрь: Геракл несет в Микены связанного вепря, которого поймал, загнав в глубокий снег;

       — кони Диомеда: Геракл гонит к Эврисфею коней Диомеда;

       — великан Герион: Геракл убивает пастуха Эвритиона.

       Нижний ряд:

       — золотые яблоки Гесперид: Атлант протягивает Гераклу яблоки Гесперид. Геракл в это время держит небесный свод, ему помогает богиня Афина;

       — Кербер: Геракл ведет побежденного Кербера к Эврисфею;

       — очистка авгиевых конюшен: Геракл ломает стену скотного двора, ему помогает Афина.

       Викторина

       Дома каждый ученик готовит три вопроса по подвигам Геракла и пишет каждый вопрос на отдельном листочке. Учитель собирает вопросы, перемешивает. Класс разбивается на две или три команды, учитель достает по одному вопросу и задает поочередно каждой команде. В качестве призов могут использоваться календарики с иллюстрациями на античные темы.

 

      II. Мифы о богах и героях Древней Греции

 

       Задание III в учебнике направлено на расширение словарного запаса и повышение общекультурного уровня учащихся. Спрашивая, какие мифы прочитали шестиклассники, мы проведем работу по выяснению значения фразеологических оборотов.

       Титанúческая борьба — бескомпромиссная борьба огромных сил (титáны — великаны, дети Геи, олицетворяющие стихийные силы природы).

       Панúческий страх — животный страх, слепой ужас (Пан — козлоногий обитатель леса).

       Олимпúйское спокойствие — божественное, абсолютное спокойствие, свойственное богам — обитателям горы Олимп.

       Муки Тантáла (или Тантáловы муки) — муки, которые невозможно утолить, несмотря на обманчивую близость желаемого (к чему бы ни прикасался Тантал, все обращалось в золото, даже простая пища).

       Сизúфов труд — напрасный, бесполезный труд, который не достигает результата (Сизиф вкатывал на гору камень, который у самой вершины срывался и катился вниз, и все начиналось сначала).

       Древние римляне издавна общались с эллинами, которых было много в Италии, и постепенно заимствовали древнегреческую мифологию, потому что она была более развита, чем их собственная. Они стали верить в богов Эллады, но дали им свои имена. Обратимся к заданию учебника IV. 3.

       — Названия каких планет Солнечной системы, звезд и созвездий взяты из античной мифологии?

       Планеты: Меркýрий (римск.) — бог торговли (греч. Гермéс)

       Венéра (римск.) — богиня любви и красоты (греч. Афродúта).

       Марс (римск.) — бог войны (греч. Арéс).

       Юпúтер (римск.) — верховный бог, бог-громовержец (греч. Зевс).

       Сатýрн (римск.) — бог времени (греч. Хрóнос, Крон).

       Урáн (римск., греч.) — хаос.

       Нептýн (римск.) — бог моря (греч. Посейдóн).

       Плутóн (римск.) — бог подземного царства (греч. Аúд).

       Названия многих звезд и созвездий связаны с античной мифологией.

       Звезды: Кастор и Поллукс, Процион, Беллатрикс, Антарес.

       Созвездия: Большая Медведица и Малая Медведица, Орион, Скорпион, Андромеда, Волосы Вероники, Лира, Близнецы, Персей, Медуза, Цефей, Геркулес, Плеяды.

 

       Большая Медведица. Ревнивая богиня превратила прекрасную деву Каллúсто в большую медведицу. У нее и у ее дочери выросли длинные хвосты. Размахивая ими, медведицы взлетели на небо и превратились в созвездия.

       Ориóн — одно из самых ярких созвездий. Названо в честь хвастливого охотника — героя древнегреческих мифов. Когда богам надоела безудержная похвальба Ориона, они послали Скорпиона, чтобы тот убил хвастуна, укусив его в лодыжку. Затем боги сжалились над Орионом и навсегда поместили его на небо, а созвездие Скорпиона нашло себе место в противоположном полушарии.

       Андромéда. Цефей приковал свою прекрасную дочь Андромеду к скале, принеся ее в жертву Киту. В созвездии Андромеды, у ее талии, находится самый далекий объект, видимый невооруженным глазом, — туманность Андромеды.

       Персéй — созвездие рядом с созвездием Андромеды. Персей отправился спасать Андромеду. Ему предстояло сразиться со змееголовой горгоной Медузой, один взгляд которой обращал все живое в камень. В левой руке Персей держит голову Медузы (созвездие Медузы). Персей освободил Андромеду, и они превратились в созвездия.

 

      III. Язычество

 

       Древние греки поклонялись не одному, а многим богам. Греки обожествляли природу, верили, что боги руководят жизнью людей, строили им храмы и приносили жертвы. Такая религия называется язычеством.

       Язычество — религия, основанная на поклонении многим богам.

       Если ученики были в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, то они видели произведения искусства Древней Греции. Если есть возможность, хорошо было бы принести на урок альбомы с иллюстрациями на античные темы.

       Рассматривая древнегреческие скульптуры и вазовую живопись, обратим внимание, что боги изображены на них как величественные и торжественные люди, у каждого из которых тем не менее свой характер. Вазы бывают краснофигурные и чернофигурные. В изображении картины на вазе используется всего два цвета, но вазы надолго запоминаются, потому что художникам удается с помощью небольшого количества средств создать впечатление энергии и движения.

       Греки считали, что у богов есть свои особые черты характера, что боги могут любить одного человека и не любить другого. Больше всего боги не любят, когда смертные посягают на то, чтобы приблизиться или в чем-либо сравняться с богами. Греки старались вести себя скромно, чтобы не вызвать гнева богов.

 

       IV. Древнегреческая мифология в русской культуре

 

       В зависимости от того, в каком городе или селе живут ученики вашего класса, можно провести выставку репродукций картин и фотографий зданий, которые украшены скульптурными группами на сюжеты древнегреческой мифологии, или провести заочную экскурсию к зданиям и другим постройкам вашего города, в архитектуре которых отразились античные мотивы.

       В советское время по древнегреческим мифам были сняты прекрасные мультфильмы: «Аргонавты», «Персей» (автор сценариев А. Симуков, режиссер А. Снежко-Блоцкая; киностудия «Союзмультфильм»).

       Эти фильмы сейчас есть в продаже на видеокассетах и DVD-дисках. Показ фрагментов этих мультфильмов очень оживит урок, пробудит в детях желание посмотреть эти мультфильмы полностью и соответственно больше узнать о греческой мифологии.

 

        Домашнее задание

 

       Выучить определение мифа, уметь объяснять отличие мифа от сказки.

       Написать сочинение об одном из подвигов Геракла (задание II. 5, с. 211 учебника; пример сочинения см. в Приложении этой книги).

 

 

 

 

 



555


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Обновлен 02 дек 2016. Создан 09 янв 2014



 





© 2015  Уроки литературы.

Рейтинг@Mail.ru