Планы уроков русской литературы

 

Урок 56 В. М. Шукшин Рассказы




Цель:

 

выявить особенности шукшинских героев, образ «странного» героя в литературе, теория литературы: комическое; нравственное воспитание учащихся

 


 

      Государственный стандарт для основного общего образования предлагает два рассказа В. М. Шукшина по выбору.

       Авторы программы под редакцией В. Я. Коровиной в программе, в разделе «Писатели улыбаются», дают такую аннотацию:

 

      Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

 

       Рассказы „Срезал“ и „Критики“. Особенности шукшинских героев-„чудиков“, правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ „странного“ героя в литературе»5.

 

       В учебнике помещены биографическая статья (с. 150—152), небольшая литературоведческая статья «„Странные люди“ — герои Шукшина» (с. 152—153), статья «В. М. Шукшин и его фильмы» (с. 154) и рассказ «Срезал» с вопросами к нему (с. 155—165).

 

       Рассказ Шукшина «Срезал» потребует от учителя обширного историко-культурного комментария и объяснений о природе комического в рассказе.

 

       С успехом пройдут уроки по названным в программе рассказам В. М. Шукшина в классе с высоким уровнем литературного развития детей

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

 

 Ученикам предлагается открыть учебник и посмотреть, произведения каких поэтов включены в него.

 

       — Стихотворения каких поэтов вы уже читали в предыдущих классах? Какие из стихотворений вы помните?

 

       В учебнике дано шесть стихотворений. Можно разделить класс на шесть групп, каждая из которых выбирает себе одно стихотворение. Учитель сделает это так, чтобы в каждой группе был сильный ученик.

 

    Задание 1

       Подготовить выразительное чтение стихотворения.

 

      Задание 2

       Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

 

       Учитель заранее позаботится о том, чтобы в каждой группе были бумага и пастель (пастель — чтобы на уроке не было беготни с водой).

      Задание 3

 

       Определить размер стихотворения и способ рифмовки.

       На работу в группах учитель выделяет около 15 минут, после чего от каждой группы выступают (в зависимости от количества учащихся в классе) 2—3 человека. 1—2 человека предлагают свои варианты выразительного чтения стихотворения, один ученик «защищает» иллюстрацию. Группа называет размер стихотворения и способ рифмовки, отвечает на дополнительные вопросы учителя или товарищей из других групп (если позволяет время).

       Ученики оценивают выступление каждой группы, обосновывая свое мнение. По итогам работы в творческой мастерской учитель выставляет оценки.

 

       — Что объединяет прочитанные сегодня стихотворения?

 

       Стихотворения поэтов XX века, прочитанные нами, объединяет любовь к Родине и родной природе, выраженная в поэтических строках.

 

       Домашнее задание

 

       Подготовить выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения.

 

       Индивидуальное задание

 

       Подобрать к стихотворению, которое готовишься читать наизусть, иллюстрацию и музыку, на фоне которой можно прочитать стихотворение. Обосновать выбор иллюстрации и музыки.

Чувство радости и печали, любви к родной природе и к Родине в стихотворениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении

      Количество уроков, которые учитель может выделить на изучение стихотворений, данных в учебнике, не дает возможности обсудить подробно каждое стихотворение. Программа не требует знакомства с биографией каждого из поэтов (исключение составляет Н. М. Рубцов). На втором уроке мы можем по желанию учащихся выбрать два стихотворения и подробно остановиться на их анализе и выразительном чтении с представлением иллюстраций и в сопровождении музыки.

       С аннотациями, данными в учебнике перед текстами стихотворений, лучше знакомиться после самостоятельного анализа стихов, причем не принимать их как данность, а побуждать детей к обсуждению, к формированию своего мнения.

 

А. А. Блок

 

      Стихотворение Александра Блока «Летний вечер» рассказывает о том, каким представился поэту летний, августовский закат в поле. Картина проникнута настроением покоя, грусти и туманной надежды. Автор использует олицетворения (лучи заката «лежат», трава «объята дремотой»), метафоры («красный диск луны»), эпитеты («последние лучи заката», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые дали»), обращение к неизвестному герою («Забудь заботы и печали, / Умчись без цели на коне...»).

       Следующее стихотворение Блока — «О, как безумно за окном...» — описывает бурную, ветреную ночь. Оно наполнено тревогой и жалостью к несчастным. Почувствовать это настроение помогают восклицания («О...»), восклицательные знаки, большое количество глаголов, которые передают буйство природных сил («...Ревет, бушует буря злая, / Несутся тучи, льют дождем, / И ветер воет, замирая!», «...Бушует ветер, изнывая!..»). Поэт пишет, что ему жаль «людей, лишенных крова», и ему хочется испытать то же, что и они, очутиться «в объятьях холода сырого». Эта строка звучит особенно выразительно. В ней сочетается олицетворение «объятья холода» с точным эпитетом «сырого». Во время чтения стихотворения мастерство поэта заставляет нас позабыть об использовании изобразительных средств и думать о буре, которую описывает поэт, о несчастных, которым негде укрыться от этой бури.

 

С. А. Есенин

 

      В учебнике приведены два стихотворения Сергея Есенина. Оба они посвящены русской зимней дороге: «Мелколесье. Степь и дали...» и «Пороша». В первом стихотворении поэт описывает, как он ночью едет по степи под лунным светом. Читатель чувствует мотив русской пляски:Эх вы, сани! Что за сани!

 Звоны мерзлые осин.

 У меня отец — крестьянин,

 Ну, а я — крестьянский сын.

      В последней строфе появляется образ русской гармошки-«венки», под которую «Будет рядом веселиться / Юность русских деревень...». Поэт использует различные изобразительные средства: олицетворение (бубенцы зарыдали, ножка у березки), эпитеты («разливные бубенцы», «Неприглядная дорога, да любимая навек...», «звоны мерзлые осин», «чахленькая местность»), метафоры («юность русских деревень»). Все стихотворение наполнено звуками: рыданием «разливных бубенцов», «мерзлыми звонами осин»; особенно выделяется выражение «стынь и звень». Образ русской земли складывается из противопоставления «чахленькой местности» и преклонения перед каждой березкой, рыдания и веселья.

       В «Пороше» дорога превращается в «бесконечную ленту», а зимний лес становится сказочным и таинственным. Это чувство тайны и загадочности помогают передать эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения, которые сплавлены в этом произведении словно бы в одно целое. В первом четверостишии мы видим реальную картину: звенит под копытом коня мерзлая земля, укрытая утоптанным снегом, кричат на лугу серые вороны. Во втором четверостишии начинается сказка:

 

       Заколдован невидимкой, (метафора)

       Дремлет лес под сказку сна, (олицетворение, метафора)

       Словно белою косынкой, (сравнение, основанное на олицетворении, эпитет)

       Подвязалася сосна (метафора).

       В третьей строфе метафора развивается, превращаясь в сравнение:

       Понагнулась, как старушка, (сравнение)

       Оперлася на клюку, (метафора)

       А над самою макушкой

       Долбит дятел на суку. (Реальная картина.)

 

       В последней строфе мы встречаем олицетворение (снег «стелет шаль»), объединенное с метафорой (шаль — снежный покров), и метафорическое сравнение дороги с лентой, которая «убегает вдаль» (олицетворение).

       Такое сочетание изобразительных средств создает впечатление сказочности.

 

А. А. Ахматова

 

      Стихотворение Анны Ахматовой «Перед весной бывают дни такие...» описывает приближение, предчувствие весны. Поэтесса использует различные художественные средства: олицетворение («отдыхает луг», «ветер нежен и упруг»), эпитеты («под плотным снегом», «деревья весело-сухие», «теплый ветер»). Во втором четверостишии автор рассказывает о своих чувствах так, словно их испытывает не только она, но эти чувства знакомы многим людям. Для этого поэтесса использует глаголы второго лица единственного числа:...И дома своего не узнаешь,

 И песню ту, что прежде надоела,

 Как новую, с волнением поешь.

      Это стихотворение помогает читателю по-новому взглянуть на окружающий его мир.

       Учтем, что стихотворение написано в 1915 году, когда Ахматовой было 26 лет. При чтении этого стихотворения можно показать ученикам репродукцию известного портрета Анны Андреевны, написанного в 1914 году Н. И. Альтманом (хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге).

 

       Надо учитывать, что с именем А. А. Ахматовой дети встречаются в 6 классе первый раз; именно яркое детское восприятие поэта помогает поддерживать и развивать интерес к нему в старшем возрасте. Если первое знакомство будет мимолетным, неярким, то потом не будет особого желания обращаться к творчеству нового автора.

 

Мы рекомендуем выбрать время и прочитать с детьми вслух в классе поэму Ахматовой «У самого моря» (1914). Эти восемь страниц поэтического текста станут первой поэмой, с которой познакомятся дети, поэмой загадочной, торжественно-романтической, исполненной драматизма. И когда придет время обратиться к творчеству А. А. Ахматовой более подробно, ученики вспомнят поэму «У самого моря» и их отношение к поэтессе станет более глубоким, осознанным и душевным.

 

              Домашнее задание

 

       Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений, проанализированных на уроке, или другого стихотворения (по выбору учеников). Продолжить подбор и подготовку представлений художественных и музыкальных иллюстраций.

 

 



555


 

 

 

 

 

 

 

 

 

п

 



Обновлен 09 дек 2015. Создан 09 янв 2014



 





© 2015  Уроки литературы.

Рейтинг@Mail.ru