Планы уроков русской литературы

 

Урок 35. Н.С. Лесков «Человек на часах»




Третий урок начинается с чтения по ролям диалогов левши и царя (гл. 13, 14), диалога левши и англичан (гл. 15).

 

Это естественным образом подведет к беседе, которая поможет осмыслить характер главного героя и подготовить самостоятельно рассказ о нем.

 

      1. Перечитайте сцену во дворце. Обратите внимание на портрет левши. Как он держится с царем и его окружением?

      2. Почему «на каждой подковке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал», а имени левши там не оказалось?

      3. Почему левша понравился англичанам? Как он ведет себя за границей?

      4. Как англичанам удалось уговорить левшу погостить в Англии?

 

      Особое внимание следует обратить на рассказчика, так как во многом именно этим образом определяется своеобразие произведения, его связь с фольклором.

      Рассказчик выступает от лица народа как его своеобразный рупор. Он передает не точку зрения отдельного человека, а воплощает «народный глас».

      Учащимся предлагается прочитать места в «Сказе...», где виден сказитель, обратить внимание на его речь («через свою ласковость», «на свою сторону преклонять хотели», «домой манил», «чужестранностью пленить», «усиками зашевелила, но ногами не трогает» и др.).


      Следует обратить внимание на то, что в сказе много новых слов, которые появляются там, где рассказчик сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Рассказывая о чужеземных и малознакомых вещах, рассказчик искажает их названия согласно своему представлению о них и вместе с тем вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка — укушетка, вестовые — свистовые, таблица — долбица, двухместная — двухсестная, микроскоп — мелкоскоп и др.

      Продолжить разговор о рассказчике можно, обратив внимание на близость сказа к произведениям устного народного творчества. Учащимся предлагается выделить приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку — и подумать, какую роль они играют в этом произведении. Было бы хорошо, если бы учащиеся вспомнили конкретные сцены, диалоги из сказок, которые соответствовали бы эпизодам лесковского сказа.


      Закончить разговор о рассказчике можно просьбой найти пословицы и поговорки, которые играют особую роль в произведении Лескова.

      Если позволяют условия, хорошо бы затронуть вопрос не только о рассказчике, но и об авторе. Со слов простодушного рассказчика мы узнали о русских самодержцах, военачальниках, о людях другой нации, о талантливых русских людях. А что же думает о них же автор? Все содержание лесковского сказа дает на это ответ: правители отчуждены от народа, пренебрегают своим долгом перед ним, они привыкли к власти и ни перед кем не несут ответственности, не верховная власть озабочена честью и славой нации, а простые тульские мужики. Они-то и берегут честь и славу России и составляют ее надежду. И вместе с тем автор дает возможность понять трагическую судьбу этого народа.

 

      Задание на дом: приготовить рассказ о левше по цитатному плану в учебнике. Подумать, какими пунктами можно было бы дополнить этот план. Желающие готовят рассказ о том, как левша гостил у англичан, от лица героя. Четвертый урок начинается с обсуждения цитатного плана к рассказу о левше. Учащиеся вносят свои дополнения. Далее один, а может быть, двое рассказывают о главном герое. Класс оценивает приготовленные задания и дополняет их. Очень важно при этом, чтобы рассказ о левше был близок к тексту или постоянно сопровождался цитатами из сказа Лескова.

 

      Завершается рассказ сообщением (от лица героя) о том, как левша гостил у англичан.


      Естественным продолжением работы явится обращение к портретам левши разных художников: Н. Кузьмина, Кукрыниксов, И. Глазунова, Ст. Косенкова (какие сможет найти учитель). После рассматривания этих портретов учащиеся отвечают на вопросы:

 

      1. Определите, в какой момент изображен герой.

      2. На что художник обращает внимание во внешнем облике левши?

      3. Постарайтесь определить главную мысль рисунка.

      4. Какой из портретов, по-вашему, наиболее верно передает характер героя? Какой из них произвел на вас более сильное впечатление?

 

      Беседу о главном герое можно завершить размышлениями над итоговыми вопросами, предложенными в учебнике-хрестоматии:

 

      1. Лесков говорил: «…там, где стоит „левша“, надо читать „русский народ“». Имея это в виду, подумайте, почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы.

      2. Л. Н. Толстой назвал Лескова «писателем будущего». Какой, по-вашему, смысл вкладывал великий писатель в эти слова?

 

      В оставшееся время можно рассказать о том, что интерес к «Левше» за сто с лишним лет с момента появления не уменьшается. Художники, режиссеры, композиторы обращаются к сказу Лескова. Он был поставлен на театральных сценах многих городов (МХАТ — 1924 г., Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, Театр Спесивцева — 1980 г. и др.). Мультфильм «Левша» с большим успехом прошел по экранам. Совсем недавно зрители имели возможность увидеть телеспектакль. Если учащиеся видели одну из этих постановок, можно побеседовать с ними по следующим вопросам:

 

      1. Понравился ли вам фильм?

      2. Что художник привнес от себя?

      3. Какими предстают герои?

      4. Совпали ли ваши представления от прочитанного и увиденного?

 

      В заключение можно рекомендовать учащимся прочесть рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах» к уроку внеклассного чтения.

 

 

 

 



555


 

 

 

 

 

 

 

 

 

п



Обновлен 05 фев 2016. Создан 09 янв 2014



 





© 2015  Уроки литературы.

Рейтинг@Mail.ru