Планы уроков русской литературы

 

Урок 34. РР Особенности языка повести Лескова Н.С. «Левша». Подготовка к сочинению




Второй урок начинается с художественного пересказа глав в их последовательности, чтобы воспроизвести содержание прочитанной части произведения. Сказ «Левша» иллюстрировался различными художниками, поэтому вместо художественного пересказа можно обратиться к иллюстрациям Н. Кузьмина и Кукрыниксов «Первая встреча атамана Платова с туляками» (гл. 5), «По дороге в Петербург» (гл. 10) и предложить выполнить следующие задания:

 

      1. Внимательно рассмотрите данные рисунки. Опишите их. Обратите внимание на то, как каждый из художников изобразил героев. Каково отношение художников к изображаемому?

      2. Что общего в манере художников и чем они отличаются друг от друга?

      3. Какие иллюстрации вам больше понравились, почему?

      4. Озаглавьте рисунки словами текста.

 

      Далее учащиеся выполняют задания 2, 3 из хрестоматии.

 

      Задание 2

 

      Один из критиков так выразил свое мнение о рисунках Н. Кузьмина к сказу «Левша»: «Лесковский штрих у Кузьмина… озорной, неожиданный, резкий, но по сути добрый… стиль… рожден самим текстом, в который вошел художник, чтобы пережить „изнутри“ его событие».

      Согласны ли вы с этим утверждением?

 

      Задание 3

 

      Обратите внимание на иллюстрации Кукрыниксов к «Левше». Можно ли, по-вашему, согласиться с таким высказыванием: «Здесь художники уязвлены за Левшу, так что чувствуется почти личная их обида»?


      Следующий этап урока — чтение глав 11—14, после чего класс обращается к характеристике царя Николая Павловича и Платова.


      Для этого учащиеся зачитывают выписанные дома цитаты, а затем в классе продолжают эту работу. В результате получается следующее.Николай Павлович   Платов

      «Государь Николай Павлович был в своих русских людях очень уверенный».

      «…Я на своих надеюсь, что они никого не хуже. Они моего слова не проронят и что-нибудь сделают».

      «Я знаю, что мои меня не могут обманывать. Тут что-нибудь сверх понятия сделано».

      «…Государь и тут своей веры не потерял; а только сказал: „Привести сейчас ко мне сюда этого оружейника“».

      «— Видите, я лучше всех знал, что мои русские меня не обманут. Глядите, пожалуйста, ведь они, шельмы, аглицкую блоху на подковы подковали!»

      «…надо бы подвергнуть ее русским пересмотром в Туле или Сестербеке, не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались».

      «Сиди, — говорит, — здесь до самого Петербурга вроде пубеля, — ты мне за всех ответишь».

      «А Платов им вместо ответа показал кулак — такой страшный, бугровый и весь изрубленный, кое-как сросся — и, погрозивши, говорит: „Вот вам тугамент!“»

      «…выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели».

      «Платов ему сто рублей дал и говорит: „Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал“».


       Характеризуя Александра I и Николая I, учащиеся придут к выводу, что цари почти лишены индивидуальных черт, хотя в определенной плоскости противопоставлены. В Александре I выделены «ласковость», симпатии к промышленному Западу и недоверие к собственной нации («…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся»). Защитником нации во время заграничных экскурсий царя выступает Платов. В результате его заступничества и вмешательства в «политику» Александра I была опала, а затем и удаление недипломатичного героя на «досадную укушетку». «Ужасно какой замечательный и памятный» царь Николай I, напротив, превосходит патриотизмом Платова, не теряя веры в русских мастеров даже в самые щекотливые моменты.


Завершается разговор следующими вопросами:

 

      1. Что отличало Николая Павловича от Александра Павловича?

      2. Что нового вы узнали о Платове? Завершить беседу следует чтением исторической справки о Платове (задание 6 хрестоматии).

 

      В энциклопедическом словаре сообщаются следующие сведения о Платове: «Платов, Матвей Иванович (1751—1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 Платов командовал колонной при штурме Измаила… В Отечественной войне 1812 Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2 армии Багратиона, затем 1 и 2 русских армий. В Бородинском сражении провел успешный маневр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».


      Подумайте, чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша»?

      Дома ребята читают «Сказ...» до конца и готовят выразительное чтение одного из диалогов (гл. 11—20).

 

 


Обновлен 01 фев 2016. Создан 09 янв 2014



 





© 2015  Уроки литературы.

Рейтинг@Mail.ru