Планы уроков русской литературы

 

Урок 33-35 Н. С. ЛЕСКОВ «Левша». Понятие о сказе.




Цель: знакомство с писателем.

 

Художественный пересказ – отработка. Характеристика левши. Работа с иллюстративным материалом. Воспитывать любовь к труду.

 

Ход урока

 

     1. Слово учителя  Н. С. Лесков — новый и совершенно незнакомый шестиклассникам писатель. С чего в этом случае следует начать учителю? Способов познакомить учащихся с писателем много.

 

Один из них — сообщить краткие биографические сведения, не останавливаясь подробно на сложном и противоречивом пути писателя.

Детство Николая Семеновича Лескова (1831—1895) прошло, как постоянно подчеркивал писатель, «…в самом народе», в мелкопоместном именьице Панино на Орловщине. К впечатлениям детства добавляется опыт гимназических лет в Орле, а также незабываемые киевские годы. Но самым важным шагом к его истинному призванию явилась частная служба: в течение трех лет будущий писатель ездит по России, сопровождая партии крестьян-переселенцев. Поэтому Лесков хорошо знал народ. Впечатления этих лет и составили уникальную кладовую памяти.

      Когда возникло желание поделиться этими впечатлениями, Н. С. Лесков уезжает в Москву (1861), а затем перебирается в Петербург, где и прошла вся его тридцатипятилетняя служба на литературном посту.

      В литературу будущий писатель приходит уже тридцатилетним человеком, имея за плечами богатейший жизненный путь. «Он взялся за труд писателя зрелым человеком, превосходно вооруженный не книжным, а подлинным знанием жизни» (М. Горький). Вся предыдущая жизнь подготовила его к литературному труду и выполнению той задачи, которая исторически выпала ему как художнику.

      По силе таланта его можно поставить рядом с И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским, Л. Н. Толстым, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. П. Чеховым.

      Он создал такие шедевры, как «Очарованный странник», «Запечатленный ангел», «Тупейный художник» и многие другие.

      «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе» (1881) «принадлежит к шедеврам лесковского творчества» (Ю. Нагибин).

      Учащимся интересно будет узнать об истории, которая сопровождала «Левшу» по выходе повести из печати. Дело в том, что Лесков в первых печатных редакциях предпослал рассказу такое «предисловие»: «Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку еще в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил „по старой вере“, читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением». Но вскоре автор сам «разоблачил» себя: «…я весь этот рассказ сочинил в мае месяце прошлого года, и Левша есть лицо мною выдуманное». К вопросу о выдуманности левши Лесков будет возвращаться неоднократно, а в прижизненном собрании сочинений уберет «предисловие» окончательно. Вся эта выдуманная история была нужна Лескову для создания иллюзии непричастности автора к содержанию сказа.

 

      I урок. Краткое сообщение о писателе. История создания «Левши». Чтение первых трех глав. Царь Александр Павлович.

 

      II урок. Художественный пересказ прочитанных дома глав. Продолжение чтения (главы 11—14). Анализ «Сказа...» — работа с иллюстрациями, беседа по вопросам. Царь Николай Павлович, его окружение.

 

      III урок. Продолжение работы над главами 15—20. Начало работы над характеристикой левши. Чтение по ролям.

 

      IV урок. Характеристика левши. Работа с иллюстративным материалом. Итоговая беседа.

 

      Приведенное выше распределение материала примерное, оно даст лишь общий ориентир в работе. Учитель, безусловно, изберет свой путь, используя ту основу, которая предлагается в наших рекомендациях.

      Учитывая своеобразие произведения Лескова, оригинальность его стиля, очень важно всю работу организовать так, чтобы чтение «Сказа...» явилось кульминацией всех уроков. Причем важно уделить большое внимание не только ознакомительному (первому) чтению произведения Лескова, но также чтению текста на разных этапах и в самых различных его видах (чтение по ролям, выборочное чтение и т. д.), которое осуществляется на каждом уроке.

      На первом уроке после вступительного слова учитель сам читает первые три главы. После выяснения вопроса, когда и где происходит действие, учащимся предлагается выделить и прочитать цитаты, характеризующие царя Александра Павловича, а затем Платова (цитаты можно записать). Это даст возможность более обстоятельно познакомиться с героями. Записать это можно следующим образом.Александр Павлович               Платов

       «Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми».

      «…Мы, русские, со своим значением никуда не годимся».

      «Государь на все это радуется».

      «Государь взглянул на пистолю и наглядеться не может».

      «Зачем ты их очень сконфузил, мне их теперь очень жалко».

      «Пожалуйста, не порть мне политики».

      «Вы есть первые мастера на всем свете, и мои люди супротив вас сделать ничего не могут».

      «Государь так соображал, что англичанам нет равных в искусстве».   

      «Платов… этого склонения не любил… И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интересуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: так и так, и у нас дома свое не хуже есть, — и чем-нибудь отведет».

      «…а Платов держит свою ажидацию, что для него все ничего не значит».

      «Платов показывает государю собачку, а там на самом сугибе сделана русская надпись: „Иван Москвин во граде Туле“».

      «…а Платов доводил, что и наши на что взглянут — все могут сделать, но только им полезного учения нет… у англицких мастеров совсем на все другие правила жизни, науки и продовольствия…»

      Дома учащиеся читают главы 4—10. Им предлагается выделить (или выписать) цитаты, характеризующие главных героев: царя Николая Павловича, Платова, левшу. Приготовить художественный пересказ одной из глав на выбор.

 

 

 

 



555



 



Обновлен 04 фев 2016. Создан 09 янв 2014



 





© 2015  Уроки литературы.

Рейтинг@Mail.ru