Планы уроков русской литературы

 

Урок 29 Н. А. НЕКРАСОВ «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.




Цель:


комплексный анализ стихотворного произведения писателя, воспитывать любовь к окружающему миру, людям.

 

Ход урока:

 

1. Повторение.

 

Работа по вопросам:

 

 С какой целью Н. А. Некрасов использует эпиграф?

 

а) образно, метафорически выразить основную мысль произведения      

в) выразить авторское отношение к событиям и героям   

д)привлечение внимания к основной проблеме произведения

б) проверить справедливость утверждения генерала     

г) стремление к оригинальности

 

2. Почему именно разговор генерала с Ваней вынесен в эпиграф произведения?

 

а) в разговоре генерал приводит несправедливое, предвзятое утверждение, возмущающее автора

б) разговор имеет важное значение для воспитания мальчика

в) основная задача стихотворения — опровергнуть высокомерное мнение генерала

 

3. Эпиграф — это

 

а) стихотворная строка, в которой заключена основная характеристика героя

6) изречение, отрывок из произведений различных писателей, которые автор помещает после названия произведения или перед отдельными его главами

в) краткое описание развития сюжета

г) изображение действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых герои находятся до начала действия произведения

 

4. Н. А. Некрасов использует звукопись в строках

 

«...Быстро лечу я по рельсам чугунным,/Думаю думу свою...» для передачи

 

а) скорости движения поезда  

в) звука свиста ветра

б) звучания перестука колес       

г) внутреннего состояния героя

 

5. Какое слово в монологе заменяет определение «железная дорога», «рельсы чугунные»?

 

а) насыпи узкие

в) коробушка

б) дороженька  

г) дебри бесплодные

 

6. С какой целью Н. А. Некрасов вводит в стихотворение «Песню мертвецов»?

 

а) напугать читателя

б) показать широкую панораму России

в) изобразить реалистичную картину строительства железной дороги

г) вызвать сострадание к тяжелому положению народа

 

7. Сопоставьте строки. Что в них выражено?

 

1) ...любо нам видеть свой труд...

2) Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной. Жили в землянках, боролися с голодом, Мерзли и мокли, болели цингой...

а) авторское противоречие

б) жалоба труженика

в) осознание значения понесенных жертв

 

8. Как показан автором генерал?

 

а) сочувственно

б) иронически

в) сатирически

 

9. В чем суть спора и разногласий генерала и попутчика?

 

а) в том, кто является строителем дороги

б) во взглядах на роль народа в истории развития общества

в) в понимании значения культуры для народа

 

10. С какой целью автор вводит в стихотворение четвертую часть? Ведь основная тема стихотворения (вера автора в торжество народа) исчерпана уже во второй части.

 

а) показать долготерпение, забитость народа

б) выразить авторское негодование по поводу слепого подчинения народа эксплуататорам

в) показать «светлую сторону» отношений рабочего и хозяина

 

11. Почему стихотворение посвящено детям?

 

а) связь с будущим России

б) попытка пробудить молодое поколение к действию

в) тема детства является одной из излюбленных для писателя

 

12. Определите размер стихотворения.

 

а) четырехстопный ямб

в) трехстопный амфибрахий

б) трехстопный хорей   

г) четырехстопный дактиль

 

13. И. А. Некрасов основной целью создания стихотворения видел

 

а) изображение процесса строительства железной дороги

б) создание картины бедственного положения народа

в) выражение негодования по поводу бесправного положения народа и вера в его светлое будущее

г) стремление поделиться впечатлениями о пейзажах, которые автор наблюдал по дороге из Петербурга в Москву

 

14*. Выделите основные элементы композиции в стихотворении и выпишите строки, им соответствующие.

 

 

 





555



  


Обновлен 04 фев 2016. Создан 09 янв 2014



 





© 2015  Уроки литературы.

Рейтинг@Mail.ru