Планы уроков русской литературы

 

Урок 56. ОБОЗНАЧЕНИЕ ГЛАСНОЙ БУКВОЙ Я ГЛАСНОГО ЗВУКА [а] ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В СЛИЯНИИ




Цели:

 

закрепить знания учащихся о гласной букве я; развивать речь, память, логическое мышление.

 

 

Оборудование:

 

учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

 

Ход урока

 

I. Мобилизующая часть урока.

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

●        Игра «Угадайте слово».

 

Его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(Язык).


– Произнесите первый слог слова. Сколько звуков обозначает буква Я. (2 – [й’а]).

 

●        Игра «Найдите свой домик».

 

На доске – синий домик – для твердых согласных и зеленый – для мягких.

 

(Ученики получают карточки с буквами: я, е, о, у, а, и, ы, обозначающими мягкость и твердость предшествующей согласной).

 

Учитель медленно проговаривает текст:

 

Была хорошая погода, все гласные вышли погулять. (Дети с карточками выходят из-за парт и гуляют по классу).Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. Буквы увидели домики и устремились к ним, но хозяин мог пустить в них только своих. (Синий – а, о, у, ы, а зеленый – е, и, я). Дети с карточками самостоятельно выбирают нужный им домик.

 

(Растерялся ученик с карточкой буквы я. Почему? Потому что дети еще не знают: буква я обозначает мягкость или твердость предшествующего согласного?)

 

Дети проходят к своим местам.

 

1. Учитель сообщает, что на уроке учащиеся узнают новое о букве Я.


Вопрос:

 

– Из чего вырастает подсолнух? (Семя.)

 

Учитель предлагает детям рассмотреть и проанализировать слово семя.

На доске печатается слово и чертится к нему схема.

– Произнесите второй слог-слияние мя так, чтобы отчетливо слышался гласный звук. Дети устанавливают, что слышится гласный звук [a]. Вторично произносится слог мя и проводится наблюдение над тем, как произносится согласный звук в слиянии – твердо или мягко: [м’a] – согласный звук мягкий.

 

Делается вывод: если в слиянии после мягкого согласного звука слышится звук [a], то надо писать букву я. Буква япосле согласных обозначает звук [a] и мягкость предшествующего согласного звука.

 

●        Еще раз проводится игра «Найдите свой домик». Ученик с карточкой буквы я становится к зеленому домику. (Игра помогает детям ориентироваться в звуковой

структуре слова и хорошо усвоить правила написания гласных после твердых и мягких согласных).

 

Физкультминутка

 

▲     Чтение слогов-слияний, с. 116.

 

Определение твердости – мягкости согласных.

 

2. Произношение скороговорок (можно в виде конкурса).

 

▲     Чтение текста «Земля», с. 116.

 

– Подчеркните слова, в которых встретилась буква я.

 

– Прочтите слова, которые написаны с большой буквы. Почему они так написаны?

 

▲     Чтение слов в столбиках, с. 117.

 

Сначала читаются слова с буквой я в начале, затем в середине и в конце слова.

Проводится наблюдение, что в словах маяк, высокая, морская, маяки буква я находится после гласных, значит обозначает два звука [й’а].

 

▲     Чтение рассказа «Маяк», с. 117.

 

Вопросы:

 

– Почему на море стало темно?

 

– Куда торопятся суда?

 

– Что им встречается на пути?

 

– Что помогает судам смело идти в порт?

 

Физкультминутка

 

▲     Выразительное чтение стихотворения, с. 120.

 

Хором дети повторяют текст за учителем. Заучивание наизусть.

 

3. Соотношение картинок и слов, с. 121.

 

Ученики стрелками соединяют названия птиц с соответствующими картинками.

 

III. Итог урока.

 

– Что нового узнали на уроке?

 

– Было ли интересно?

 

– Какие были затруднения в выполнении заданий?

 


Обновлен 27 янв 2017. Создан 20 мая 2016



 

Здесь собраны программы по русской литературе для 5 6 7 8 9 10 11 классов, а также разработки открытых уроков и многое другое в помощь учителю русского языка и литературы 


В любом деле все эти умения будут востребованными.



© 2015  Планы уроков.