Планы уроков русской литературы

 

Урок 55. ГЛАСНАЯ БУКВА Яя




Цели: 

 

познакомить учащихся с гласной буквой Я я; развивать речь, логическое мышление, память.

 

Оборудование: 

 

учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

 

Ход урока

 

I. Мобилизующая часть урока.

 

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

 

Постановка целей и задач урока.

 

1. Вспоминаются все изученные гласные буквы. Учитель сообщает, что на уроке учащиеся узнают еще одну гласную букву.

 

а) На предметных картинках дети рассматривают яблоки и маяк, произносят эти слова.

Производится слого-звуковой анализ этих слов.

 

– Произнесите слово яблоки по слогам.

 

– Сколько слогов в слове? (3).

 

– Какой первый? (яб).

 

– Какой второй? (ло). Третий? (ки).

 

Рассматривается начерченная на доске схема к слову яблоки. Устанавливается, что первый слог – это слияние с примыкающим к нему согласным звуком, а второй и третий слоги – это слоги-слияния. Медленно произносится первый слог [й’аб]. Выясняется, что он состоит из трех звуков. Учитель сообщает, что два звука, образовавшие слияние йа, принято обозначать не двумя буквами, а одной.

 

Дети вспоминают, какое еще слияние двух звуков обозначается одной гласной буквой (е).

Аналогично проводится слого-звуковой анализ слова маяк.


Делается вывод, если гласная буква я находится в начале слова или после гласной, то произносится слияние двух звуков [й’а].

 

б) Учитель показывается карточку с буквой Я я.


– Это буква Я. Читать слова с буквой я легко, если она в начале слова и после гласной, надо просто назвать букву. Называйте букву. Когда мы ее называем, то сразу произносим два звука [й’а].

 

в) Чтобы убедиться, что дети поняли объяснение, им предлагается еще раз рассмотреть схемы слов яблоки и маяк.Учитель обращает внимание детей на значок, который показывает слияние в первом слоге слова яблоки и второй слог в слове маяк. Дети подсчитывают, сколько звуков в словах яблоки и маяк и сколько надо взять букв, чтобы составить эти слова.

 

Ученики составляют эти слова на магнитной доске и читают их.

 

2. Учащиеся печатают букву Я я в тетрадях.

 

Физкультминутка

 

                          Всем на свете буква Я

                          Доложить готова:

                          – А вы знаете, кто Я?

                          Вы не знаете, кто Я.

                          Я не только буква, Я –

                          Буква,

                          Слог

                          И слово!

 

                                                                            А. Шибаев

●        Игра «Кто внимательный?».

 

а) На доске – предметные картинки. Дети называют слова: яблоко, ягоды, ягненок, яблоня, яйцо.


– Какая буква стоит в начале всех этих слов?

 

– Сколько звуков вы слышите, произнося букву Я? Назовите их? [й’а].

 

б) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, наперсток, аквариум. (Яна).


3. Слово учителя.

 

Мы все с вами живем в России.

 

Россия – наша Родина. Столица нашей Родины – Москва. Каждое государство имеет свою символику: флаг, герб, гимн.

 

Учитель рассказывает о государственной символике и показывает изображение флага и герба.

 

4. Учащиеся читают текст на с. 115.

 

Вопросы:

 

– Что посадим у дома?

 

– Какие фрукты вырастут у нас?

 

– Кто будет рад нашим успехам?

 

– Чем славятся русские?

 

Физкультминутка

 

●        Игра «Угадайте сказку».

 

Отгадайте, героям каких сказок принадлежат слова:

 

«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел». (Колобок.)

 

«Яблоня, яблоня, спрячь нас». (Гуси-лебеди.)

 

▲     Чтение пословиц, с. 114.

 

Учитель выясняет, как дети поняли их смысл.

 

III. Итог урока.

 

– Что нового узнали на уроке?

 

– Что особенно понравилось?

 

– Что вызвало затруднение?

 

 



Создан 13 мая 2016