Планы уроков русской литературы

 

Урок 24. ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [н],[н




Цели: 

 

познакомить со звуками [н], [н′], буквой Н н; развивать речь, логическое мышление.

Оборудование: учебник, картинки с изображением барабана, шахматной фигуры – коня; магнитная доска, кораблик с буквой н, карточки с гласными буквами а, у, и, о, ы.


Ход урока

 

I. Мобилизующая часть урока.

 

II. Формирование новых знаний, умений, навыков.

 

Постановка целей и задач урока.

 

Фонетическая зарядка.


– Как погоняют лошадь? (Но! Но! Но!)


1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [н] и [н′].

 

а) На доске – картинка с изображением барабана.


Рассматривается слого-звуковой анализ слова барабан. Дети протяжно произносят все слово, выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [н]. Определяется, что это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду.


б) На доске – картинка с изображением шахматной фигуры – коня.


Дети протяжно произносят слово. Выделяют звук [н′]. Затем попеременно произносятся оба слова, изображенных на картинках. Выделяются звуки [н] и [н′], сравниваются. Выясняется, что в слове барабан звук [н] – твердый (будем отмечать его в схеме синим цветом), а в слове конь звук [н′] – мягкий (будем отмечать его зеленым цветом).

 

●        Проводится игра «Твердый – мягкий».


Дети поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [н], зеленую карточку – если слышат мягкий звук[н′].


Слова: сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина.


Учитель сообщает, что звуки [н] и [н′] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн).


На доске вывешивается карточка с изображением буквы Н н.

 

     Физкультминутка

 

2. На что похожа буква Н?

 

           Н – натянутая сетка,

           Сетку держат очень крепко,

           Приходите к нам во двор –

           Поиграем в волейбол.

 

Учитель предлагает детям представить, на что похожа буква н(Ответы детей.)


3. Печатание буквы Н н в тетрадях.

 

4. Обучение чтению слияний согласного с гласным в слогах.

 

Рассматриваются слоги на с. 45. Выясняется, что первая буква во всех слогах н. Она может обозначать или твердый согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким? Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Выясняется, что слоги на, но, ны, ну надо произносить твердо.


В отличие от ранее рассмотренных гласных букв, гласная и указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ни надо произносить мягко.

 

Дети хором читают слоги на с. 45.

 

●        Проводится игра «Капитаны».

 

На магнитной доске расположены гласные буквы а, у, и, о, ы.

Ученик получает кораблик с изображенной на нем буквой н.


Отправляясь в плавание, капитан (поочередно два-три ученика) ведет корабль по морю и останавливается то около одной, то около другой пристани. При этом он дает гудок, соответствующий слогу: нннаа, нннууу, нннии и т. д. Если капитан неверно прочтет слог, ученики сигнализируют красным цветом светофора (показывают красные кружочки), если правильно – зеленым (зеленые кружочки).

 

Физкультминутка

 

5. Работа над выразительностью речи учащихся.

 

Дети читают название стихотворения И. Никитина «Русь». Учитель выясняет, как ученики понимают это слово.(Ответы детей.)


Учитель объясняет, что Русью в давние времена называлось государство, в котором жили славянские народы.

 

▲     Чтение учащимися стихотворения на с. 45.


▲     Чтение пословиц на с. 44.

 

Объяснение смысла пословиц.

 

6. Чтение учителем русской народной сказки «Никита Кожемяка».

 

III. Итог урока. Рефлексия.

 

– Что нового узнали на уроке?


– Что особенно понравилось?


– Какие были затруднения? Почему?

 



Создан 26 мар 2016



 

Здесь собраны программы по русской литературе для 5 6 7 8 9 10 11 классов, а также разработки открытых уроков и многое другое в помощь учителю русского языка и литературы 


В любом деле все эти умения будут востребованными.



© 2015  Планы уроков.