Планы уроков русской литературы

 

Урок 14. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [a], БУКВА Аа




Цели:

 

познакомить учащихся с гласным звуком [a], буквой Аа; развивать речь, логическое мышление.

 

Оборудование: учебник; картинка с изображением астры.

 

Ход урока

 

I. Мобилизующая часть урока.

 

II. Формирование новых знаний, умений, навыков.

 

Постановка целей и задач урока.

 

1. Выделение звука [a].

 

Учитель показывает картинку с изображением астры.

 

Вопрос и задание:

– Как называется этот цветок? (Астра.)

– Составьте схему этого слова:

Проводится слого-звуковой анализ слова астра.

 

Вопросы:

 

– Каким звуком начинается первый слог? ([a].)

– Давайте произнесем его все вместе.

– Какой это звук – гласный или согласный? (Гласный.)

– Почему? (При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград.)

Слово учителя. Звук [a] образует слог. Особенность его произнесения – рот широко открыт. Звук [a] на письме обозначается гласной буквой Аа.

Учитель показывает карточку с изображением буквы  Аа.

 

           Вот два столба наискосок,

           А между ними – поясок.

           Ты эту букву знаешь? А?

           Перед тобою буква А.

– На что похожа буква Аа?

 

Варианты ответов детей.

 

2. Выкладывание буквы Аа из подручного материала: палочек, пуговиц, камешков, веревочек, полосок бумаги и т. д. Можно использовать пластилин.

 

Работа выполняется под музыку.

 

3. Печатание буквы Аа учащимися в тетрадях.

 

Физкультминутка

 

III. Формирование практических навыков.

 

1. Отгадывание загадок.

 

(Особенность: отгадка начинается с буквы А.)

           Он большой, как мяч футбольный,

           Если спелый – все довольны,

           Так приятен он на вкус,

           И зовут его … (арбуз).

 

           Чтоб тебя я повез,

           Мне не нужен овес.

           Накорми меня бензином,

           На копытца дай резины,

           И тогда, поднявши пыль,

           Побежит … (автомобиль).

 

           Посмотрите, дом стоит,

           До краев водой налит,

           Без окошек, но не мрачный,

           С четырех сторон прозрачный.

           В этом домике жильцы –

           Все умелые пловцы.

(Аквариум.)


2. Веселые стихи.

 

           Букву А

           За первой партой

           Посадили перед картой,

           А на карте вся земля –

           Реки, горы и поля.

           И спросили, кем она

           Стать мечтает, буква А?

 

           – Я хочу быть агрономом,

           Я смогу и астрономом,

           Архитектором, артистом

           И еще … аквалангистом!..

           А какие вы слова

           Знаете на букву А?

 

Варианты ответов детей.

 

3. Распознавание звука [a].

 

Учитель называет ряд слов, в которых имеется или отсутствует изучаемый звук, а дети хлопками сигнализируют о его наличии в слове.

(Тюльпан, василек, флоксы, кактус, фикус, астра.) Указывается место звука в слове (в начале, середине или в конце).

 

Физкультминутка

 

 Работа по учебнику: с. 25

 

4. Составление рассказа по картинке.

 

Вопросы и задание:

 

– Героев какой сказки вы видите? («Золотой ключик, или Приключения Буратино».)

– Что делает Мальвина? (Мальвина учит Буратино.)

– Какую букву показывает Буратино пудель Артемон? (Букву А.)

– Какая птица нарисована рядом с Мальвиной? (Аист.)

– Составьте схему предложения:

Буратино учится читать.

 

– Какое слово первое? второе? третье?

 

Физкультминутка

 

▲ Чтение стихотворения на с. 25.

▲ Чтение пословиц на с. 24.

Учитель выясняет, понимают ли учащиеся их смысл.

 

IV. Итог урока. Рефлексия.

 

– Какой букве был посвящен урок?

 

– Что особенно понравилось? Почему?

 

– Что вызвало затруднение? Почему?

 

Спасибо за урок.

 

 



Создан 16 мар 2016