Планы уроков русской литературы

 

Урок 8. СЛОГ, УДАРЕНИЕ




Цели:

 

закрепить умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; пополнить словарный запас учащихся; развивать логическое мышление.

 

Оборудование: учебник.

 

Ход урока

 

I. Мобилизующая часть урока.

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

Постановка целей и задач урока.

 

 Работа по учебнику: с. 13.

 

1) Составление рассказа по сюжетному рисунку.

Слово учителя. Данный рисунок – это иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях».

Злая мачеха прогоняет царевну из дома, и та находит приют у семи богатырей.

Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги; человек безмерной силы, стойкости и отваги.


Вопросы:

 

– Что вы видите на картинке?

– Как бы вы ее назвали?

 

Варианты ответов детей: «Как обедали богатыри»; «Скоро обед» и т. д.

▲ Учитель читает отрывок из сказки, сюжет которого изображен на рисунке.

 

              Час обеда приближался,

              Топот по двору раздался:

              Входят семь богатырей,

              Семь румяных усачей.

              Старший молвил: «Что за диво!

              Все так чисто и красиво.

              Кто-то терем прибирал,

              Да хозяев поджидал.

              Кто же? Выдь и покажися,

              С нами честно подружися.

              Коль ты старый человек,

              Дядей будешь нам навек.

              Коли парень ты румяный,

              Братец будешь нам названый.

              Коль старушка, будь нам мать,

              Так и станем величать.

              Коли красная девица,

              Будь нам милая сестрица».

              И царевна к ним сошла,

              Честь хозяям отдала,

              В пояс низко поклонилась;

              Закрасневшись, извинилась…

 

Вопрос:

 

– А как вы помогаете родителям дома по хозяйству?

 

2) Составление схем предложений:

 

Царевна приготовила обед..

Богатыри довольны царевной..

Физкультминутка

Логическое упражнение.

 

 Работа по учебнику: с. 13.

 

Вопросы:

– Перечислите предметы, изображенные в нижней части страницы. (Кружка, чайник, кастрюля, стакан, тарелка.)

– Назовите эти предметы одним словом. (Посуда.)

Посудой называются такие предметы, в которые можно что-то налить или насыпать.

– Назовите слова, состоящие из трех слогов.

– Какой слог ударный?

– Назовите слова, состоящие из двух слогов.

– Какой слог ударный?

– Почему под рисунками, на которых изображены кружка, чайник, схемы одинаковые? (Слова состоят из двух слогов, первый слог ударный.)

– Чем отличается слово стакан от этих слов? (Местом ударения.)

 

Физкультминутка

 

III. Игра «Накрой стол для гномиков».

 

 Работа по учебнику: с. 13.

Задание: на стол, за которым сидят гномики, надо поставить вместо знака вопроса только такую посуду, название которой соответствует схеме:                                                       

 (Чашка, ваза, блюдце.)

Примечание. Если дети назовут слова ложка, вилка, нож, то ответ признается неверным, так как названные предметы не посуда, а столовые принадлежности.

 

IV. Итог урока. Рефлексия.

 

– Какие знания помогли на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

 

Спасибо за урок.

 

 



Создан 15 мар 2016