Планы уроков русской литературы

 

УРОК 7. УДАРЕНИЕ




Цели:

 

формировать навык правильно ставить в словах ударение; развивать речь учащихся.

 

Оборудование: учебник.

 

Ход урока

 

I. Мобилизующая часть урока.

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

Вопросы:

 

– Из чего состоит наша речь?

– Из чего состоят предложения?

 Работа по учебнику: с. 12.

1) Составление рассказа по сюжетному рисунку.

 

Вопросы:

 

– Куда приехали дети?

– Что они там делают?

– Кто с ними был?

– Кто их встретил? Как?

 

2) Составление предложений по схемам:

 

– Составьте предложение из трех слов о мальчике. (Мальчик несет машину.)

– О девочке. (Девочка несет куклу.)

– О папе. (Папа открыл багажник.)

Составленные предложения соотносятся со схемами и анализируются учащимися по вопросам:

– Сколько слов в этом предложении? Какое первое? Какое второе? Какое третье?

 

Физкультминутка

 

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

 

Постановка целей и задач урока.

 

•  Работа с учащимися.

Учитель (показывает рисунок мальчика). К нам пришел мальчик. Давайте дадим ему имя.

Выбирается одно из предложенных детьми имен, например Вася; с этим словом проводится работа.

– Скажите это слово хором сразу. Теперь пусть каждый произнесет это слово и понаблюдает, с одинаковой ли силой голоса произносится каждая его часть, то есть каждый его слог. (Один из слогов произносится с большей силой голоса, более протяжно.)

 

– Какой же это слог? (Первый: Ва.)

– Правильно, этот слог выделяется в слове с большей силой голоса, протяжным произношением. Этот слог ударный.

– Посмотрите на схему этого слова:

 

Сколько в ней выделено частей? (Две.)

– Над какой из них сверху косая черточка? (Над первой.)

– Какая из частей этого слова – первая или вторая – произносится с большей силой голоса, протяжно? (Первая.)

– Значит, на первую часть падает ударение, черточка сверху и обозначает то, что ударным является первый слог.

 

              Ударный слог, ударный слог,

              Он назван так недаром.

              Эй, невидимка-молоток,

              Отметь его ударом.

              И молоток стучит, стучит,

              И четко речь моя звучит.

 

IV. Формирование практических умений.

 

 Работа по учебнику: с. 11.

Вопросы:

– Назовите, кто нарисован в нижней части страницы?

– На какие две группы можно разбить нарисованных животных? (Птицы и звери.)

– Назовите только птиц. (Чайка, ворона, гусь.)

– Назовите зверей. (Белка, волк, лиса.)

Учащиеся устанавливают слоговой состав слов, ставят ударение.

Учитель. При определении ударения в словах следует воспользоваться приемом попеременного перенесения ударения на каждый из слогов с возвращением всякий раз к верно произнесенному слову, чтобы нейтрализовать неверное звучание слова, например:

 

– Лиса. Произнесите с ударением на первом слоге. (Лúса.)

– Так говорят? (Нет.)

– Как сказать правильно? (Лисá.)

Вывод: в слове бывает только одно ударение независимо от того, сколько в нем слогов; очень важно правильно и быстро определять ударение в словах; если ударение поставить неверно, то слово просто трудно узнать; нельзя понять, что оно обозначает.

 

Физкультминутка

 

 Работа по учебнику: с. 12.

Соотнесение слов и схем.

По предметным рисункам дети произносят четыре слова (машина, газета, кубики, картина) и соотносят их с двумя схемами, особое внимание обращая не только на слоговой состав, но и на место ударения.

 

V. Итог урока. Рефлексия.

 

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

 

Спасибо за урок.

 

 



Создан 15 мар 2016