Планы уроков русской литературы

 

Урок 4. ПРЕДЛОЖЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ СЛОВ




Цели:

 

дать учащимся представление о том, что предложение состоит из слов; научить определять количество слов в предложении, записывать схему предложения; развивать речь учащихся, память, творческие способности.

 

Оборудование: учебник; нарисованные персонажи сказки «Репка».

 

Ход урока

 

I. Мобилизующая часть урока.

 

II. Актуализация опорных знаний.

 

Постановка целей и задач урока.

 

Вопрос:

 

– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

Учитель. Сегодня мы узнаем, из чего состоят предложения, а поможет нам в этом русская народная сказка «Репка».

 

III. Формирование новых знаний, умений, навыков.

 

 Работа по учебнику: с. 9.

 

•  Беседа с учащимися по вопросам:

 

– Вспомните начало сказки. (Посадил дед репку.)

– Сколько слов вы слышите в этом предложении? (Три.)

– Какое слово первое? второе? третье?

– Из чего состоит предложение?

 

Вывод: предложение состоит из слов.

 

– Предложение можно записать в виде схемы. По схеме можно узнать, сколько в предложении слов. Каждое отдельное слово обозначается полоской.

 

Одна полоска обозначает одно слово. В нашей схеме три полоски, значит, в предложении три слова.

 

– Как вы думаете, почему первое слово в предложении обозначено не просто полоской, а полоской с черточкой впереди? (Это начало предложения.)

– Как можно узнать, что предложение закончено? (В конце предложения ставится точка.)

С помощью учителя дети составляют схемы предложений по оставшимся рисункам.

 

Выросла репка большая. (.)

Позвал дед бабку. (.)

Позвала бабка внучку. (.)

Позвала внучка Жучку. (.)

Позвала Жучка кошку. (.)

Позвала кошка мышку. (.)

 

– Особое внимание следует обратить на предложение к последнему рисунку:

 

Вытянул репку!

В этом предложении всего два слова, поэтому они обозначены двумя полосками.

 

Предложение произносится радостно, взволнованно, с повышением голоса. В таких случаях в конце предложения ставится не точка, а восклицательный знак. Его можно видеть в конце схемы данного предложения.

 

Физкультминутка

 

■ Творческая работа учащихся. Театрализация русской народной сказки «Репка».

РЕПКА

Посадил дед репку и говорит:

 

– Расти, расти, репка, сладка! Расти, расти, репка, крепка!

Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку.

 

                    Бабка за дедку,

                    Дедка за репку –

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку.

                    Внучка за бабку,

                    Бабка за дедку,

                    Дедка за репку –

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку.

                    Жучка за внучку,

                    Внучка за бабку,

                    Бабка за дедку,

                    Дедка за репку –

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку.

                    Кошка за Жучку,

                    Жучка за внучку,

                    Внучка за бабку,

                    Бабка за дедку,

                    Дедка за репку –

Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку.

                    Мышка за кошку,

                    Кошка за Жучку,

                    Жучка за внучку,

                    Внучка за бабку,

                    Бабка за дедку,

                    Дедка за репку –

Тянут-потянут – и вытянули репку.

 

IV. Итог урока. Рефлексия.

 

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

 

Спасибо за урок.

 




Создан 13 мар 2016



 

Здесь собраны программы по русской литературе для 5 6 7 8 9 10 11 классов, а также разработки открытых уроков и многое другое в помощь учителю русского языка и литературы 


В любом деле все эти умения будут востребованными.



© 2015  Планы уроков.