Планы уроков русской литературы

 

Уроки 89–90 НАРОД И ЕГО ЗЕМЛЯ В ПОВЕСТИ ВАЛЕНТИНА ГРИГОРЬЕВИЧА РАСПУТИНА «ПОЖАР»




Цели: 

 

отметить особенности творчества Валентина Распутина; выявить разнообразие тематики его творчества, рассмотреть проблемы, поднятые автором в повести «Пожар», развивать навыки анализа прозаического текста.

 

Ход уроков

 

У литературы одна цель – помочь человеку, дохнуть на него при чтении теплом и добром.

В. Г. Распутин


I. Беседа о жизни и творчестве Распутина.

 

Учитель. Панкеев утверждал: «Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе, предоставляя будущему давать оценки, определять вклад, расставлять акценты. Примеров тому достаточно. Но в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить её уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин».

 

Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары.

Ученик. В первый класс будущий писатель пошел в 1944 году. Научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. Чтобы сохранить хотя бы этот «фонд», читать разрешали только в школе. Писатель вспоминал: «Свое знакомство с книгами я начал… с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые».

 

Учитель. Окончив четыре класса, Распутин захотел продолжить обучение. Школа находилась в 50 километрах от дома. «Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь», – писал о сорок восьмом годе Валентин Распутин в рассказе «Уроки французского».

Учиться было сложно: нужно было преодолеть себя, преодолеть голод (мать с оказией передавала раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало). Распутин учился на совесть. («Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было… Едва ли осмелился я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок».) Оценивали его знания только на отлично, кроме разве что французского языка – не давалось произношение.

 

Родных мест писатель не покидал до поступления на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1959 году. Вначале не думал о писательском призвании – просто однажды оказался без денег (не стали выдавать стипендию), ему предложили поработать, не порывая с учебой. Он публиковался много, писал о том, что было необходимо редакции иркутской газеты «Советская молодежь». Репортажи, заметки, очерки – здесь Распутин «набил руку», научился слушать людей, вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Все это так необходимо большому писателю.

В качестве разъездного корреспондента молодой журналист обошел пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Работая специальным корреспондентом «Красноярского комсомольца», Распутин писал статьи о строительстве железной дороги Абакан – Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС.

 

Ученик. В 1967 году в альманахе «Ангара» была опубликована повесть «Деньги для Марии». К этому времени Распутин был принят в Союз писателей СССР и выпустил три книги очерков и рассказов. Однако не с предшествующими, хотя и очень удачными в большинстве случаев публикациями, а именно с повестью «Деньги для Марии» связывает критика появление в литературе большого, самобытного писателя; её же, первую свою повесть, считает началом нового этапа в творчестве и сам автор. Повесть принесла Распутину всесоюзную и всемирную славу: она не раз переиздавалась, по ней была создана пьеса, поставленная в Москве, а затем в ГДР, книга выходила в Софии, Праге, Барселоне, Братиславе, Хельсинки, Токио.

 

Сам Распутин в середине 70-х годов так отзывался о своей повести«В простую семью, как миллионы, ворвалось событие, заставляющее обнажиться все нравственные связи, увидеть все в свете, который озаряет самые сокровенные уголки людских характеров».

Учитель. Повесть «Прощание с Матерой» появилась в журнале «Наш современник» в 1976 году, затем выходила отдельными изданиями, как на русском, так и на других языках народов СССР. Лариса Шепитько и Элем Климов сняли по ней фильм «Прощание», вышедший на экраны в 1983 году.

Почти сразу после журнальной публикации повести «Прощание с Матерой», рассказывающей о затоплении деревень в период строительства ГЭС, Распутин говорил журналистам о духовных потерях, которые понес наш народ: «Не стоит обольщаться, нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идет о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться от них с той же легкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор».

 

«Пожар» – повесть, вышедшая в 1985 году, «по сути, это прямое продолжение Матеры» (Распутин). Матеру уже затопили, и люди перебрались в новый поселок. Каково им в новом поселке? Что стало с ними?

Ученик. В одном из интервью Распутин говорил: «Сама жизнь заставила писать продолжение «Матеры»… Работая над «Пожаром», я чувствовал его прерывистое и горячее дыхание. Вернее, не чувствовал, а сознательно добивался. Этого требовал материал. При спокойном, плавном его изложении он бы ничего не сказал: когда твой дом горит – не молитву творят, а бегут тушить… Героя моей повести и искать не пришлось. Это мой сосед  по  деревне  Иван  Егорович  Слободчиков.  Когда-то в рассказе «Уроки французского» я упоминал его, там это шофер, как оно и было в действительности, единственной в колхозе полуторки, человек внимательный и добрый к герою рассказа. Таким он и остался с переездом деревни и с переменой её уклада. Без совести, без любви к земле при любом укладе нельзя».

 

Учитель. Для Распутина любовь к земле не абстрактное понятие, она подкреплена конкретными делами. Как истинный русский писатель, он очень хорошо понимал свой долг перед родиной и совершил свой нравственный подвиг – стал писать статьи в защиту Байкала, бороться за его спасение.

Страстно и горячо доказывал писатель, что «Байкал создан как венец природы не для производственных потребностей, а для того, чтобы мы могли пить из него вволю воду, главное и бесценное его богатство, любоваться державной его красотой и дышать его заповедным воздухом. И это, прежде всего, необходимо нам».

 

Ученик-чтец.     Лесистых гор полуотвалы,

                                         Касанье голубых лекал,

                                         И скалы, срезанные валом,

                                         И небо, павшее в Байкал.

                                         И сам он величав и вечен

                                         В гранитной раме вырезной.

                                         И весь – до донышка – просвечен,

                                         И весь до капельки родной.

                                         И Ангары полет строптивый,

                                         И ветра крик и гул турбин,

                                         И птицы – сосны над обрывом,

                                         И дикий ветер – баргузин –

                                         Все это, без чего не в силах

                                         Быть далью даль и ширью ширь,

                                         И ты немыслима, Россия,

                                         И ты немыслима, Сибирь.

                                                                            Марк Сергеев


Учитель. По материалам Всероссийского конкурса читательских симпатий  «Золотой  ключик-98»,  проведенного Российской государственной детской библиотекой, среди 50 самых популярных авторов подростки назвали Валентина Григорьевича Распутина. В марте 2007 года в стране среди читающей публики был широко отмечен 70-летний юбилей писателя.

 

II. Работа с текстом (в форме регламентированной дискуссии).

 

Ответ на основной вопрос

Ответ

оппоненту

Дополнение к ответу
другой группы

Вопрос группе-оппоненту

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

 

Вопросы для работы с текстом.

 

1. Что повлияло на решение Ивана Петровича уехать к сыну?

 

2. Почему жители Сосновки боялись архаровцев?

 

3. Каково истинное отношение архаровцев к своему делу?

 

4. Как раскрывается характер героев книги во время пожара?

 

5. Объясните смысл названия повести.

 

6. Актуально ли произведение сегодня и почему?

 

III. Подведение итогов дискуссии.

 

IV. Заключительное слово учителя.

 

Случай с пожаром в Сосновке показал, что сама земля уже в агонии, она переполнена страданиями. И если не будет у неё защитника, то погибнет она, а вместе с ней и все человечество. «Никакая земля не бывает безродной». «Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» Этими словами заканчивается повесть, похожая на болевой вопрос, который задает сама жизнь. Кроме нас на него никто не ответит. Время идет, земля ждет.

Написанная более двадцати лет назад, повесть Распутина «Пожар» и о нас, сегодняшних людях, работящих и ленивых, отзывчивых и равнодушных, скромных и наглых, хозяйственных и безалаберных.

 

Книга бередит душу, заставляет внимательнее вглядеться в окружающих людей и заглянуть в собственное «я». Книга говорит об одном из самых ужасных пороков – трусости.

Несмотря на тревогу, оставшуюся в душе, она оставляет светлое чувство, надежду. И еще гордость за то, что не перевелись еще на земле нашей настоящие русские характеры. И пока будут они, никакие супостаты – архаровцы не возьмут верх над нами. Надо только «воспрянуть ото сна», от равнодушного «моя хата с краю», сплотиться все миром. Просто нужно жить по совести, честно трудиться и любить землю, на которой нам суждено жить. Пожар Распутин нам показал. О доме мы должны задуматься сами и не дать ему запылать.

 

Домашнее задание.


Написать миниатюру:

«Тихая моя родина…». Что связывает вас с малой родиной?

 



Создан 26 фев 2016



 

Здесь собраны программы по русской литературе для 5 6 7 8 9 10 11 классов, а также разработки открытых уроков и многое другое в помощь учителю русского языка и литературы 


В любом деле все эти умения будут востребованными.



© 2015  Планы уроков.