Планы уроков русской литературы

 

Урок 88 «СОПРИЧАСТНЫЙ ВСЕМУ ЖИВОМУ». ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСТВА ВИКТОРА ПЕТРОВИЧА АСТАФЬЕВА. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В РОМАНЕ «ЦАРЬ-РЫБА»




Цели: 

 

познакомить с основными этапами жизни и творчества Астафьева; выявить своеобразие тематики творчества, особенности звучания темы взаимоотношения человека и природы; развивать навыки анализа прозаического текста.

 

Ход урока

 

За что судьба даровала мне счастье? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой?

В. Астафьев (из статьи «Сопричастный
всему живому»)


I. Вступительное слово.

 

– Писатель и время… Как вы думаете, в чем связь этих понятий?

Эти два понятия тесно переплетены. Настоящий писатель умеет выразить свое время: у него отзывчивое сердце, он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и себе в этом мире. Таков был и Виктор Петрович Астафьев (1924–2001).

Музыкой неистребимой любви к родине звучит каждая строка, написанная Виктором Астафьевым. В основе его прозы то, что он сам пережил, перестрадал, передумал. А пережил он столько, что хватило бы, пожалуй, не на одну жизнь.

 

II. Жизненный и творческий путь Астафьева.

 

Учитель. Детство Виктора Астафьева – труднее не придумать. Мальчику было всего семь лет, когда утонула в Енисее мать. Памяти матери он посвятил повесть «Перевал». А много позднее, став уже известным писателем, он скажет о маме, Лидии Ильиничне, с горькой сыновней любовью.

Ученик. «Если бы мне дано было повторить жизнь – я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. И лишь одно я попросил бы у своей судьбы – оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь…

Берегите матерей, люди! Берегите! Они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может! Говорит это вам человек, который имеет право на доверие, – он пережил свою мать…»

 

Учитель. Виктор Астафьев воспитывался бабушкой. Её в первую очередь посвящена книга «Последний поклон» – воспоминания писателя о детстве и отрочестве. Астафьевская бабушка Катерина Ивановна несет столько тепла, света внуку, что, уже став взрослым, он вспоминает о ней с любовью и благодарностью.

 

Побывал Виктор Петрович и в беспризорниках. Но бродяжничество его подневольное, от сиротства.

Ученик. «Пришла осень. Затем зима. Кончились мои рыбацкие дни. Я оказался в детдоме, и все мне хотелось кому-нибудь рассказать о «моем озере». В этом году преподавать литературу и русский язык нам начал Игнатий Дмитриевич Рождественский… Он часто заставлял нас писать сочинения на «вольные» темы. В одном из школьных сочинений я написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро…. Игнатий Дмитриевич признал мое сочинение лучшим и поместил его в рукописный школьный журнал.

Много лет спустя я вспомнил о своем школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».

 

Учитель. Трудные судьбы детдомовцев, «вольных людей», как они себя называют, проходят перед глазами читателей в повести Виктора Астафьева «Кража». Тут любят и калечат друг друга в не по-детски злобных драках, надеются и отчаиваются, видят счастливые сны и ворочаются в бессоннице, читают умные книжки и слушают анекдоты; тут красивая песня соседствует с пошлым блатным куплетом…

 

Не под силу воспитателю Валериану Ивановичу заменить детдомовцам отца, мать, семью. Наверное, поэтому кричит его душа, страдающая от ежедневного соприкосновения с чужой, – нет, для него не чужой – ребячьей болью: «Ребята, когда вы станете взрослыми и у вас будут дети – любите их! Любите! Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!». В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в великой душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева.

Ученик. «Озари же, память, мальчика до каждой веснушки, до каждой царапины, до белого шрама на верхней губе – учился когда-то ходить, упал, рассек губу о ребро половицы.

Первый в жизни шрам.

 

Сколько потом их будет на теле и в душе?..

Сквозь все это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь».

Звучит фрагмент песни «Священная война».


Учитель. Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание – рядовой. И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузят. Словом, на войне как на войне.

 

1-й ученик. «Сколько раз погибал я в мучительных снах! И все-таки воскресал и воскресал. На смену жутко гудящему огню, гремучему дыму взрывов неожиданно хлынут пестрые поляны в цветах; шумливая березовая роща; тихий кедрач на мшиной горе; вспененная потоком река…»

«И все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу времени и, сплющенная, окаменелая, но не утратившая запаха гари и крови, клубится она во мне».

 

2-й ученик. «О войне писать трудно… Счастлив, кто не знает её, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать её никогда, и не ведать, не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон…  боится мое сердце…  трудно мне писать о войне, хотя «во мне» книга о войне, о «моей войне», идет и идет своим ходом, не умолкая, не оставляя меня и мою память в покое».

Учитель. Память о войне диктовала писателю строки «Пастуха и пастушки», «Звездопада», повести «Где-то гремит война», рассказов «Ясным ли днем», «Жизнь прожить…».

В более позднем романе «Прокляты и убиты» (1994) Астафьев снова обращается к теме своих произведений прошлых лет – человек и война.

Ученик. «Мне иногда пишут и говорят, что война, изображаемая мною, – «неправильная», непохожая на войну тех, кто сражался на ней в ста километрах от передовой. А она очень разнообразна… Там люди убивали людей – это страшно, это античеловечно: «Все, кто сеет на земле смуту, войны и братоубийства, будут прокляты Богом и убиты».

Звучит фрагмент песни «Не рубите, мужики, не рубите» в исполнении группы «Любэ».


Учитель. Есть проблемы, которые вечно сопровождают человеческое бытие. Одна из них – взаимоотношения человека и природы. «Нам не привыкать к потерям, – писал Сергей Залыгин, – но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, – после этого терять уже будет нечего».

Как чуткий художник Астафьев не мог оставаться в стороне от проблемы сохранения природы. Событием в жизни нашей литературы стало произведение «Царь-рыба», отмеченное Государственной премией. В ней автор предупреждает, что возмездием за истребление природы становится разрушение природы человека, посягнувшего на живой мир.

 

1-й ученик.               Никогда

              Ничего не вернуть,

              Как на солнце не вытравить пятна,

              И, в обратный отправившись путь,

              Все равно не вернешься обратно,

              Эта истина очень проста,

              И она, точно смерть, непреложна,

              Можно в те же вернуться места,

              Но вернуться назад невозможно.

                                                                         Н. Новиков


2-й ученик. «Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется. Свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.

Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?

 

…Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы… Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни».

Учитель. Так родилась замечательная книга рассказов «Затеси». Затесь – это стес, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Это мета, по которой люди искали в тайге тропы, дороги.

Затесь – это мета, место, которое врезалось в память писателя, и при мысли о нем «сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно…» «Затеси», собранные в книгу с таким названием, писались почти четверть века.

 

Художественное чтение учениками миниатюр из книги «Затеси» «Тоска», «Хвостик».


Виктор Петрович Астафьев прожил долгую жизнь, почти 80 лет, творя добро, призывая нас к тому же. В ноябре 2001 года перестало биться сердце этого удивительного художника слова. Остались его книги, а в руках мудрого читателя они становятся живым словом автора:

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потемок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты,

Дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.

                                Н. Заболоцкий


III. Тематика творчества Виктора Астафьева.

 

Работа с учебником.

– Прочитайте  статью  в  учебнике  «Виктор  Петрович  Астафьев», с. 406–410,  запишите  в  форме  плана  основные  темы  творчества этого писателя.

IV. Работа с текстом романа «Царь-рыба».

 

ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

 

1. Природа и человек.

2. Мифологические мотивы и их роль в романе.

3. Повествование в рассказах – жанр этой книги.

4. Трагичность судьбы таежных поселков, разделивших судьбу распутинской Матеры.

 

Данные вопросы могут быть предложены для предварительной домашней подготовки в группах.


V. Итог урока.


– Какие вопросы вы хотели бы задать одноклассникам после сегодняшнего урока? Какими мыслями – поделиться?

 

 



Создан 25 фев 2016



 

Здесь собраны программы по русской литературе для 5 6 7 8 9 10 11 классов, а также разработки открытых уроков и многое другое в помощь учителю русского языка и литературы 


В любом деле все эти умения будут востребованными.



© 2015  Планы уроков.