Планы уроков русской литературы

 

Уроки 9–10 ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В ПОВЕСТИ КУПРИНА «ОЛЕСЯ»




Цели: 

 

определить особенности гуманизма и психологизма Куприна в повести «Олеся»; проверить уровень усвоения вопросов по изучению творчества И. Бунина и А. Куприна.

 

Задачи: выяснить гуманистическую позицию автора в повести «Олеся», определить особенности построения образов главных героев и роль пейзажа в произведении. Провести тестирование по творчеству Бунина и Куприна.

 

Ход уроков


I. Вступительное слово учителя.


А. И. Куприна всегда отличал интерес к миру природы. Уже в первых рассказах писателя намечается противопоставление деревенской жизни городской, беспокойной и суетной. Жизнь в глухой деревушке, затерявшейся среди густого соснового леса, верстах в восьми от станции железной дороги, противопоставляется пыльному, душному, наполненному суетой и грохотом городу:

 

«Чувствуешь себя молодым, добрым и хорошим, чувствуешь, как стряхивается с тебя накипевшая за зиму городская скука, городское озлобление, все городские недомогания».

В городе тесно, душно, голодно, люди живут «в маленьких конурках, точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что и воздуху-то не хватает»; многие же вынуждены жить в подвале, «под самой землей, в сырости и холоде», и «случается, что солнца у себя в комнате круглый год не видят».

В таком городе и души людей оказываются «в клетке», в полной зависимости от общественного мнения, становятся «сырыми и холодными».

 

Одним из самых поэтических произведений Куприна стала повесть «Олеся» (1898). «Дитя природы» Олеся цельностью и непосредственностью натуры, богатством внутреннего мира выше «городского» человека Ивана Тимофеевича, доброго, но робкого и нерешительного.

Повесть – вдохновенный гимн высокому счастью взаимной любви, светлый ее апофеоз, несмотря на трагический конец: «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви... Я, как языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом, теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любовью...»

 

Ни одно из произведений Куприна не показывает так вдохновенно и целомудренно слияние двух сердец, как «Олеся».

В повести видно и мастерство Куприна-пейзажиста, продолжателя достижений Аксакова, Тургенева, Толстого, Чехова. На страницах своей повести Куприн выступает вдумчивым и чутким художником и психологом, который умеет раскрыть богатый духовный мир простого человека.

 

II. Работа с текстом повести «Олеся» (по вопросам учебника).

 

1. В чем, на ваш взгляд, своеобразие композиции повести? Какую роль в ней играют картины природы?


Индивидуальное сообщение: «Пейзаж в повести Куприна «Олеся». (Отметить психологизм пейзажа Куприна.)

 

2. Что такое «естественная личность» и как она воплощена в повести?

Работа в парах. Оформление таблицы: «Сравнительная характеристика главных героев».

 

Олеся

Иван Тимофеевич

Принятые в обществе нормы 
поведения чужды ей

Находится во власти общественного

мнения

С открытой душой

Сосредоточен на своем мире

Трагические предсказания

Слабость

Самоотверженность и др.

Олеся: «Доброта ваша не хорошая» и др.

 

Комментирование работы с опорой на текст.


Учитель. Образы героев автор создает в традициях русской психологической прозы. А. И. Куприн уделяет особенно пристальное внимание тому, как развивается в героях повести чувство.

Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости, но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к тяжким испытаниям.

 

Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно преодолевается, потребностью становится осуществление желания «быть вместе» с другим человеком.

В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта ваша не хорошая, не сердечная».

 

И герой повести действительно причиняет много зла своей возлюбленной. Его каприз – причина того, что Олеся идет в церковь, хотя понимает губительность этого поступка.

Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван Тимофеевич быстро успокаивается.

 

В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы, волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.

Олеся – полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена цивилизацией.

 

Писатель создает исключительно романтический образ «дочери лесов».

Жизнь  Олеси  проходит  изолированно от людей, а потому ее не заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные ей люди: слава, богатство, власть, молва. Основными мотивами ее поступков становятся эмоции.

Больше того – Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее внешнем облике, и в жестах, движении, улыбке.

Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, вернуть ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь люди, подобные Олесе.

 

3. Считаете ли вы, что Куприн в произведениях «Гранатовый браслет» и «Олеся» понимает любовь как духовное возрождение?

 

Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение миниатюр «Любовь в произведениях Куприна».


III. Тестирование по творчеству Бунина и Куприна.

 

IV. Итог уроков.





Создан 27 янв 2016



 

Здесь собраны программы по русской литературе для 5 6 7 8 9 10 11 классов, а также разработки открытых уроков и многое другое в помощь учителю русского языка и литературы 


В любом деле все эти умения будут востребованными.



© 2015  Планы уроков.