Планы уроков русской литературы

 

Урок 132 РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ», «ПАЛАТА № 6»




Цели: 

 

углубить и расширить знания учащихся путем знакомства с произведениями  «Ионыч», «Палата № 6»; раскрыть процесс духовной деградации  человека,  выяснить  причины  превращения  доктора  Старцева в Ионыча.

 

Ход урока


I. Вступительное слово учителя.


К теме разрушения человеческой личности неоднократно обращается Чехов в рассказах. Глубокое отвращение испытывает Чехов к врачам-стяжателям. В рассказе «Дуэль» есть эпизодический, но запоминающийся персонаж – врач Устимович. Он соглашается присутствовать на дуэли (на случай, если понадобится врачебная помощь), но тут же сообщает свои расценки. Чехов устами одного из героев определяет сущность Устимовича: «Ростовщик, а не доктор». В рассказе «Цветы запоздалые» доктор Топорков тоже имеет страсть к накопительству.

«Ионыч» – история о том, как молодой человек, неглупый и способный, превращается в равнодушного и жадного обывателя.

 

II. Работа над содержанием рассказа «Ионыч» (1898). (Анализ содержания, пересказ. Чтение эпизодов, комментирование.)

 

Вопросы:

 

1. Расскажите о духовном мире, взглядах и общественных идеалах молодого врача Дмитрия Ионыча Старцева. (На первых порах земский врач много работает, не имея ни минуты свободного времени.)


2. Как к нему относятся в городе?

 

3. Каков духовный мир Туркиных? Какие художественные приемы использует автор для изображения этой семьи?

 

4. Основные этапы жизни Старцева. Как изменяется его внешность, поведение, речь?

 

5. Как относится он к Екатерине Ивановне? Почему не состоялась любовь Старцева и Екатерины Ивановны? Кто виноват?

 

6. Что явилось причиной превращения Дмитрия Старцева в Ионыча?

 

7. Какие художественные приемы (описание природы, портрет, образы-вещи) помогают Чехову показать эволюцию героя?

 

8. В чем идейный смысл рассказа? (Автор подчеркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою «захватывают» человека чрезвычайно быстро.


Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости. «Берегите в себе человека!» – говорит автор.)


III. Работа над содержанием рассказа «Палата № 6» (1892).


Совершим экскурсию в палату № 6, познакомимся с ее обитателями.

Вопрос: В чем смысл спора Громова и доктора Рагина?

 

(Рагин:  «Все  вздор  и  суета, в своей нечестности виноват не я, а время... Родись я двумястами лет позже, я был бы другим».


Устами Громова Чехов осуждает взгляды Рагина: «Нас держат здесь за решеткой, гноят, истязают, но это прекрасно и разумно...»


Писатель восстает против равнодушного и пассивного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто не страдает.)


Домашнее задание.


1. Прочитать  пьесу  «Вишневый  сад»,  подготовиться  к  чтению по ролям.

2. Индивидуальные сообщения по темам:

Содержание, герои, проблемы пьес «Чайка», «Дядя Ваня».

 



Создан 25 янв 2016