Планы уроков русской литературы

 

Урок 99 М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. «ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»




Цели: 


дать общую характеристику произведения, определить его жанр, проблематику; рассмотреть содержание глав «Органчик» и «Подтверждение покаяния»; выяснить, как рисует писатель взаимоотношения народа и его градоначальников; за что корит сатирик народ; какие художественные средства использованы в произведении.

 

Ход урока


I. Беседа по домашнему заданию.


Вопросы:

 

1. Какие факты биографии Салтыкова-Щедрина повлияли на формирование его мировоззрения?(Его трудное детство, страшные картины помещичьего произвола, семейного деспотизма. Учеба в Царскосельском лицее, дружба с Петрашевским, поклонение Белинскому, служба в Министерстве внутренних дел, вице-губернаторство, активная работа в «Современнике» и «Отечественных записках».)


2. Каким  человеком  представляется  вам  М. Е. Салтыков-Щедрин?
(Это человек необыкновенной работоспособности, с высокой требовательностью к себе, принципиальный и независимый по отношению к начальству, «прокурор общественной жизни», «защитник народных прав», гениальный писатель-сатирик.)


3. Как вы понимаете смысл слова «сатира»? (Это обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. И. М. Сеченов назвал Салтыкова-Щедрина «диагностом наших общественных зол и недугов».)


4. Как  вы  понимаете  значение  слов:  гротеск,  гипербола,  «эзопов язык»(Гротеск – изображение действительности в преувеличенном, уродливом виде, переплетение реального с фантастическим, страшного со смешным); гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении; «эзопов язык» (Эзоп – древнегреческий баснописец, создатель жанра басни) – вынужденное иносказание, художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками.)


II. Беседа с учащимися по содержанию романа «История одного города» (1869–1870).


Вопросы:

 

1. Когда и где происходят события «Истории одного города»? (Город Глупов.)


2. Расскажите о глуповцах и градоначальниках, управлявших городом в 1731–1836 гг.  Какова  роль  главы  «Опись  градоначальникам»  в  произведении?

 

3. Какие сходные черты можно отметить в образах Брудастого, Бородавкина, Прыща, Угрюм-Бурчеева?

 

4. Расскажите о художественных средствах, использованных писателем в «Истории одного города». Приведите примеры. (Гипербола, гротеск, «эзопов язык», смешение времен, пародирование законодательных документов, стилизация летописного слога.)


5. В чем смысл соединения реалистического и фантастического в образах градоначальников?

 

6. Глава «Органчик». Что подчеркивает автор в поведении глуповцев? Чему они радуются? Почему в органчике только две мелодии? Кто или что является объектом сатиры?

 

7. Глава «Подтверждение покаяния». Чем завершается проект преобразования города Глупова в Непреклонск? Что удалось и что не удалось Угрюм-Бурчееву в его правление?

 

8. Прокомментируйте финал «Истории одного города».

 

9. Определите жанр произведения. (Сатирический роман, пародия на летопись, сатирические очерки.)


«История одного города» – величайшее сатирическое произведение, «наполненное» подлинными событиями и фактами русской жизни, поднятыми на уровень грандиозного обобщения.


Автор обратился к историческому прошлому России, чтобы облегчить современный ему государственный строй. За городом Глуповым «проступают» контуры Российского государства с его горестями, уродствами, мрачными и деспотичными правителями, бесправным и пассивным народом. Последняя сцена смерча и ее гневно-очистительный итог сатирически многозначны. Великий сатирик не решается предсказать, чем может смениться глуповское царство. Может, наступившая катастрофа не принесет с собою ничего положительного? Но потрясение Глупов испытывает сильнейшее. «Онопришло… История прекратила течение свое». Литературоведы утверждают, что Оно – это грядущая революция.

 

«История одного города» – это сатира на государственный строй России 70–80-х годов XIX века. И. С. Тургенев: «История одного города», в сущности, сатирическая история русского общества.

 

Домашнее задание.


1. Чтение романа «Господа Головлевы». Гл 1–3.


2. Рассказать, как складывается судьба Головлевых: Арины Петровны, ее мужа, сыновей, дочери, племянниц.


3. Найти и зачитать описание природы. Какое настроение создает «щедринский пейзаж»? Как помогает понять идею произведения?


 



Создан 13 янв 2016



 





© 2015  Уроки литературы.

Рейтинг@Mail.ru