Планы уроков русской литературы

 

Урок 66 РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ




Цели урока: 

познакомить учащихся с русскими поэтами ХХ века, рассказывающими о красоте родной природы, о родине и о себе; учить анализировать стихи, осмысливая прочитанное; работать над выразительным чтением.

 

 

Ход урока


I. Организационный момент.


II. Сообщение темы и целей урока.


III. Работа по теме урока.


Звучит классическая музыка (например произведения  Антонио Вивальди).


1. Беседа по вопросам.

 

– На страницах вашего учебника напечатаны стихи русских поэтов ХХ века. Прочитаем их имена.

– Какие из этих имен вам уже знакомы? Произведения каких поэтов вы изучали в классе, читали самостоятельно?

– Вспомним изученные ранее стихотворения уже известных нам поэтов.

(Чтение 2–3 стихотворений.)

– Прочитайте самостоятельно предложенные стихотворения. Подумайте, какое из них отзывается в вашем сердце, какое вам бы хотелось выучить наизусть, обсудить?

 

2. Выразительное чтение стихотворения Ин. Анненского «Снег» с последующим его обсуждением.

 

1) Выпишите из стихотворения все встретившиеся вам эпитеты. Какую роль они играют в создании центрального образа?

2) Определите размер данного стихотворения.

 

3. Работа над стихотворениями Мережковского.

 

1) На какие чувства читателя воздействует Д. Мережковский в стихотворении «Родное»? Какие языковые единицы «выполняют» эту задачу?

2) А как вы поняли строчку последней строфы «Здесь – тише радость и спокойней горе»?

3) Где, по мнению автора, сосредоточена гармония? (Стихотворение «Не надо звуков».) Чему следует учиться у природы?

 

4. Обсуждение стихотворений Н. Рубцова.

 

1) Какой образ Руси предстал перед вами в стихотворении Рубцова «По вечерам»? Как вы поняли смысл названия?

2) Какова тема и идея этого стихотворения? А стихотворения «Встреча»?

3) Определите размер стихотворения «Встреча».

 

5. Обучение анализу стихотворений.

 

1) Слово учителя, чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой...»

 

                                   Я воспитан природой суровой,

                                   Мне довольно заметить у ног

                                   Одуванчика шарик пуховый,

                                   Подорожника твердый клинок.

                                   Чем обычней простое растенье,

                                   Тем живее волнует меня

                                   Первых листьев его появленье

                                   На рассвете весеннего дня.

                                   В государстве ромашек, у края,

                                   Где ручей, задыхаясь, поет,

                                   Пролежал бы всю ночь до утра я,

                                   Запрокинув лицо в небосвод.

                                    Жизнь потоком светящейся пыли

                                   Все текла бы, текла сквозь листы,

                                   И туманные звезды светили,

                                   Заливая лучами кусты.

                                   И, внимая весеннему шуму,

                                   Посреди очарованных трав,

                                   Все лежал бы и думал я думу

                                   Беспредельных полей и дубрав.

 

Надеюсь, вы вспомнили некоторые особенности поэзии Заболоцкого, его лаконичность, метафоричность, взаимопроникновение образов природы и чувств человека.

Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением этого поэта и попытаемся осмыслить, разобраться в нем.


2) Выразительное чтение стихотворения «Вечер на Оке» учителем или подготовленным учеником.


3) Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке».

 

                                   В очарованье русского пейзажа

                                   Есть подлинная радость, но она

                                   Открыта не для каждого и даже

                                   Не каждому художнику видна.

 

В этой строфе нет нарочито поэтических слов и выражений. Создается впечатление, что это вовсе не поэтический текст, а отрывок какой-нибудь лекции по искусству, ее тезис, идея, которая будет доказываться в ходе рассуждения. И в то же время мы чувствуем, что каждое слово стоит на единственно возможном для него месте, и вся фраза максимально точно выражает мысль о том, что очарованье русского пейзажа доступно не каждому человеку (об этом говорил и русский писатель К. Г. Паустовский). Вместе с мыслью строфа содержит туго скрученную пружину чувства, которая будет разворачиваться в следующих строфах.

 

– Каков размер стихотворения?

Перед нами строгий 5-стопный ямб, несколько смягченный пиррихиями (пропуск ударения в стопе ямба или хорея).

Рифмы богатые. На протяжении всего стихотворения рифма перекрестная.

– Отметьте аллитерацию в двух первых строках:

 

                                   С утра обремененная работой,

                                   Трудом лесов, заботами полей,

                                   Природа смотрит как бы с неохотой

                                   На нас, неочарованных людей.

 

Что-то странное чудится нам в самой постановке вопроса. Размышляя, мы начинаем понимать, что поэт показывает нам человека, не обремененного работой, который не обращает внимания на природу. Именно природа у Заболоцкого работает, трудится: разворачивает новые листья на деревьях, выгоняет травы, создает плоды. Природа занята ежедневной, обыденной, не видной человеческому глазу работой, она как цельное существо со своим разумом и самосознанием не хочет замечать «нас, неочарованных людей», не подверженных ее чарам; вышедших из ее лона, но порвавших с нею связь.

                                   И лишь когда за темной чащей леса

                                   Вечерний луч таинственно блеснет,

                                   Обыденности плотная завеса

                                   С ее красот мгновенно упадет.

 

С наступлением вечера природа словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается и с помощью звукописи.

                                   Вздохнут леса, опущенные в воду,

                                   И, как бы сквозь прозрачное стекло,

                                   Вся грудь реки приникнет к небосводу

                                   И загорится влажно и светло.

 

С помощью олицетворений автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке – приникать грудью к небосводу. Вся строфа представляет собой развернутую метафору, включающую в себя сравнение и сплавленную с олицетворением: по существу речь идёт об отражении деревьев и закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает картину, и мы с естественного языка образов с трудом переводим на язык рациональности.

В первой строке настроение создаётся повторением гласных [о] и [у], во второй строке «работает» согласный звук [к], создавая ощущение твёрдой преграды, препятствия. Затем чувства словно прорываются через эту преграду, наполняются звучанием, сонорностью: «грудь реки приникнет». В конце третьей и в четвертой строке появляется звучный [в] и его сочетания с сонорным [л], передающее ощущение насыщенности и силы.

 

Вернемся к первой строфе и сравним ее изобразительную скупость с богатством четвертой строфы. Мысль, заложенная в начале, ярко и стремительно разворачивается в образах. Художественная форма наполнена глубоким смыслом.

 

                                   Из белых башен облачного мира

                        Сойдет огонь, и в нежном том огне,

             Как будто под руками ювелира,

                        Сквозные тени лягут в глубине.

 

Небо превращается в таинственный мир, где облака – белые башни, из которых нисходит на землю закатный свет – нежный огонь (развернутая метафора). Аллитерация создает ощущение пластичности первой строки. Во второй строке «работает» звук [o]. Природа рисует не на поверхности, а в глубине реки тончайшие картины, создаёт yзopы с точностью и изяществом ювелира, тем самым поверхность реки уподобляется драгоценному камню: одно сравнение вызывает сложный ассоциативный ряд. На память приходят драгоценные геммы с изящными изображениями, проступающими словно бы из глубины камня.

 

              И чем ясней становятся детали

              Предметов, расположенных вокруг,

              Тем необъятней делаются дали

              Речных лугов, затонов и излук.

 

Мы привыкли к тому, что деталь противопоставлена широте. Так, например, фотографируя крупно какой-нибудь цветок, мы знаем: то, что на заднем плане, выйдет несколько размыто. С другой стороны, если мы будем фотографировать панораму, то детали не будут видны с ясностью и точностью.

Начало шестой строфы – «И чем ясней становятся детали...» – словно готовит нас к этому противопоставлению, в том числе и своей «непоэтической, научной лексикой («детали», «предметы»), но всё оказывается иначе: дали делаются необъятными, то есть более глубокими; не размытыми, а тоже более четкими.

 

                                   Горит весь мир, прозрачен и духовен,

                                   Теперь-то он поистине хорош,

                                   И ты, ликуя, множество диковин

                                   В его живых чертах распознаешь.

 

В творчестве зрелого Заболоцкого природа одухотворена изначально, и человек, находясь с природой в сложных отношениях, может приобщиться к её высокой духовности, неразрывно связанной с рождением новой жизни. В последней строфе стихотворения звучит торжественная, ликующая мелодия мира.

Человек – не существо, которое пытается навязать бездушной природе свои житейские категории. Человек, пытающийся познать природу, насыщенную и одухотворенную в своем постоянном творении жизни, человек, ощущающий своё неразрывное единство с ней, – вот образ, которым заряжена поэзия Заболоцкого.

Мы видим, что Заболоцкий начинает стихотворение с мысли, которая разворачивается в образ. Образ расширяется до мелодии, заполняющей душу человека. В этом стихотворении ярко выраженаформула поэтического творчества Заболоцкого: мысль – образ – музыка. Музыка – не выражение душевных тайн личности, но гармония всеобщей жизни («Жизнь потоком светящейся пыли...», «Горит весь мир, прозрачен и духовен...»).

Завершая работу, расставляем логические ударения, ищем интонации и готовим выразительное чтение этого стихотворения.

 

4) Анализ стихотворения Н. Рубцова «Привет, Россия – родина моя!».

 

Выразительное чтение стихотворения.

 

– Какие ассоциации вызывает у вас это стихотворение? Какие картины представляются вам?

– Какие слова кажутся вам редкими, вызывают ощущение близкой старины?

– Как вы думаете, почему в стихотворении много восклицательных предложений?

– Каков размер стихотворения, способ рифмовки?

– Найдите примеры аллитерации. Какую роль играет она в стихотворении? Какую мелодию создает?

– Почему в первых строках II строфы трижды повторяется предлог «по»? Какое впечатление этим создается?

Строки:

                                   Я сильный был, но ветер был сильней,

                                   И я нигде не мог остановиться, –

 

связаны с биографией Рубцова. В раннем детстве он остался сиротой. Мать умерла во время войны, след отца потерялся на фронте в 1944 году. Судьба сложилась так, что он почти всю жизнь не имел своего угла, порой скитался от села к селу, от деревни к хутору, просясь на ночлег, а то и располагаясь в стоге сена где-нибудь под звездами. Живя в заброшенных деревнях или ночуя в поле, он чувствовал себя ближе к Богу. Об ощущении близости к высшему миру говорят строки:

 

                                   Как миротворно в комнату мою

                                   По вечерам закатывалось солнце!

 

«Изба в лазурном поле» у Рубцова – это не конкретный дом, а, скорее, символ мирного жития. Само выражение напоминает нам описание какого-то старинного герба.

Ясная мелодия разливается свободно в последней строфе. Чтобы проникнуть хотя бы немного в тайну этой мелодии, разберем последнее предложение синтаксически: Простор дышалвеялликовал(при подлежащем три однородных сказуемых); кроме того, однородные определения и две пары однородных дополнений. Такое строение предложения в сочетании с аллитерацией, эпитеты, объединенные антитезой, мысль о счастье и покое – все это создает неповторимое очарование рубцовской поэзии.

 

Домашнее задание:

  выучить одно из проанализированных стихотворений наизусть; нарисовать иллюстрацию к стихотворению Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»; ответить на вопросы учебника; опережающее задание: прочитать главы из романа «Айвенго» В. Скотта; подготовить тест о жизни и творчестве В. Скотта.



Обновлен 02 апр 2017. Создан 20 дек 2015



 





© 2015  Уроки литературы.

Рейтинг@Mail.ru